Рефераты. Изучение свободного времени населения






Таким образом, наши и американские работающие городские жители обладают в среднем достаточно большой величиной СВ. Избыток СВ в Пскове ощущают немногие -около 8%, в Джексоне - 18%, а недостаток времени соответственно - 60,0 и 58,9%. Поэтому и степень удовлетворенности величиной своего СВ относительно невысока. У работающих жителей Пскова ее индекс, рассчитанный по 5-балльной шкале, составлял у мужчин - 3,37, у женщин - 2,82 %, а в Джексоне, соответственно -3,26 и 3,00. Т.е. у мужчин в России этот индекс оказался несколько выше, чем у американцев, хотя у последних свободное время было в 1986 г. почти на 3 часа в неделю больше. У женщин же в России он оказался значительно ниже, чем в США. Однако у последних он невысок - 3,00, хотя СВ у них достигало почти 35 часов в неделю.

Свободное от оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей время необходимо людям для осуществления разно-образных культурных, образовательных, физических и социальных потребностей. На них у разных социальных групп населения влияют многочисленные факторы: воспитание, профессия, материальные условия и т.д. С ростом образовательного уровня населения должны расти и его культурные, физические и социальные потребности. Технический прогресс, обеспечивая постепенное сокращение продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей. Используем в дальнейшем для их наименования термин "досуго-вые потребности".

Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп:

1. Информационные -просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.;

2. Развлекательные -посещение зрелищных учреждений и мероприятий, различные игры и т.д.;

3 . Общение -с членами семьи, друзьями, сослуживцами;

4. Физические -занятия физкультурой, спортом, туризмом;

5. Социальные (в узком смысле значения слова) -участие в деятельности общественных и религиозных организаций;

6. Образовательные -учеба, повышение квалификации, т.е. приобретение новых знаний и умений;

7. Простой отдых -ничегонеделание.

Эти потребности реализуются в разных видах деятельности. Однако, например, чтение может быть одновременно и развлечением и средством получения новых знаний, информации и просто отдыхом. То же можно сказать о "голубом ящике" и других занятиях. Как показывают материалы исследований, перечень видов деятельности, через которые реализуются досуговые потребности, у работающего населения России и США одинаковый. Несколько различается лишь время, уделяемое некоторым из них.

Современный образ проведения СВ не требует от городских жителей больших умений. Это подтвердили в ходе исследований данные ответов на вопрос о досуговых умениях. Пожалуй, большим их спектром обладали американцы. Так, среди работающих мужчин Пскова чаще всего хорошо и отлично умеют играть в шашки, домино, лото (36%), в карты (29%), в шахматы (17%), ухаживать за комнатными животными (17%). Среди мужчин в Джексоне умеют играть в карты - 49%, ухаживать за комнатными животными 47%, заниматься комнатным цветоводством - 36%, играть в шашки, домино - 33%, играть в бильярд - 32%, заниматься техническим творчеством - 24% и т.д. Наибольшая разница в удельном весе умеющих хорошо и отлично заниматься тем или иным делом в СВ существует в занятиях комнатным цветоводством, коллекционированием, в настольных играх. В целом следует оценить уровень досуговых умений жителей Пскова как весьма невысокий. Очень многие не умеют танцевать, петь, фотографировать, играть в шахматы и т.д. К сожалению, нет данных об умениях в динамике. По-видимому, их уровень не растет, а снижается. Ведь современный человек все более превращается в свободное время из "актера" в зрителя, или созерцателя (не играющего в футбол, а наблюдающего за игрой по телевизору и т.д.).

2.2Тенденции изменений в проведении свободного времени

Изменения, происходящие в обществе, в системе ценностей и досуговых ориентациях приводят к определенным сдвигам в проведении свободного времени, его структуре. Представляет интерес сравнение этих изменений в России и США в период с 1986 по 1997/99 гг. (табл. 7, 8). За рассматриваемый период у работающих мужчин в Пскове (при небольшом уменьшении недельного фонда свободного времени) на 25% увеличились затраты времени на образование.

Однако общая тенденция динамики этого показателя противоположная: в 1965 г. эти затраты составляли в среднем 5 часов на человека в день, в 1986 г. - 0,7 часа, в 1997/98 - 1,0 часа. Эту тенденцию подтверждают и данные о степени участия в осуществлении видов деятельности, связанных с повышением образования и квалификации: у мужчин в 1965 г. - 26%, в 1986 г. - 5,1% и 1997/98 гг. - 2,3%.

Таблица 7

Использование свободного времени работающими горожанами России и США в 1986 и 1997/98 гг. и США в 1986 и 1998/99 гг. (на человека в часах за неделю)

Виды деятельности

Россия

США

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

1986

1997/98

1986

1997/98

1986

1998/99

1986

1998/99

Образование

0,8

1,0

0,9

0,2

0,9

3,0

1,6

2,3

Общественная деятельность

1,2

0,7

0,8

1,2

1,7

2,1

2,3

1,2

Посещение зрелищных учреждений

0,9

0,4

0,6

0,5

0,3

1,0

0,6

1,1

Общение (вкл. беседы)

2,6

3,2

2,5

5,1

8,3

7,2

8,6

8,2

Спорт и активный досуг

3,5

2,2

2,6

4,1

3,7

3,4

2,8

2,9

Телевидение

14,5

14,8

10,6

11,1

16,1

13,5

13,6

13,0

Слушание радио

0,2

0,3

0,1

0

0,6

0,4

0,3

0,1

Чтение

5,8

4,8

3,5

4,0

2,9

2,0

3,1

2,3

Пассивный отдых

2,5

2,0

1,7

1,3

21

2,5

1,6

1,4

Передвижения

2,0

1,7

1,4

1,5

н.в.

2,4

н.в.

1,7

Итого

34,0

31,1

25,7

29,0

36,8

38,5

34,6

35,1

Таблица 8

Степень участия работающих жителей г. Пскова в различных занятиях в свободное время в 1986 и 1997/98 (в % в среднем за один день недели)

Виды деятельности

Мужчины

Женщины

В среднем

1986

1997/98

1986

1997/98

1986

1997/98

Образование

5,1

2,3

4,7

2,8

4,9

2,6

Общественная деятельность

10,6

8,9

7,8

12,8

9,1

11,2

Посещение учреждений культуры и отдыха

6,7

4,4

4,7

3,3

5,6

2,8

Общение

42,1

43,2

34,6

55,6

38,1

50,9

Физкультура и спорт

27,6

14,6

24,2

12,3

25,8

13,2

Прогулки

11,6

6,1

12,3

18,1

12,0

13,5

Любительские занятия

7,7

6,8

22,4

31,2

15,6

21,9

Радио

6,3

6,2

1,9

1,2

3,9

2,1

Телевидение

88,5

86,3

80,4

77,7

84,2

81,0

Чтение:

книг

37,2

23,7

33,3

26,9

35,1

25,6

журналов

9,8

22,0

8,7

20,3

9,2

20,9

газет

42,3

27,0

21,5

20,7

31,2

23,1

Пассивный отдых

46,1

43,8

24,5

29,5

37,2

35,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.