Рефераты. Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления






- требующие добровольного труда, сострадания и личностного внимания к конкретным людям;

- не связанные с извлечением прибыли;

- основанные на соблюдении принципов морали, взаимного доверия и развитии чувства личной ответственности за благополучие других [20, с. 44].

Субсидиарное участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы, имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти типы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами, поскольку термин «местное сообщество» обычно применяется по отношению ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно говорить о локальных, корпоративных местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.

Существуют различные трактовки термина «местное сообщество». Основное определение, которое нам кажется наиболее удачным, выглядит так: «Местное сообщество -- население, проживающее в муниципальном образовании, объединенное общей территорией, едиными условиями жизни и общими интересами в самостоятельном (под свою ответственность) решении вопросов местного значения» [21, с. 155].

В отличие от «местного сообщества» термин «муниципальное образование» используется официально и является больше категорией юридической.

Пока термин «местное сообщество» не получил широкого распространения в России ни в теоретических исследованиях, ни на практике. В правовых и законодательных актах, например в федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», используется термин "муниципальное образование". Однако статус муниципального образования могут иметь не все местные сообщества.

Например, район в составе города, или сельская администрация, или даже отдельная станица в составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием.

Понятие "местное сообщество" несет нечто большее, чем юридическое определение "муниципальное образование".

Стоит согласиться с утверждением, что местное сообщество, является еще и «социальной структурой, образующей неформальные институты, с помощью которых принимаются решения» [22, с. 62]. Поэтому, на наш взгляд, население местного сообщества - это не просто люди, объединенные проживанием на одной территории, но и важнейший субъект управления, который может и должен участвовать в организации.

Местное сообщество стоит рассматривать как разновидность социума и «как исторически сложившуюся форму социальной самоорганизации людей, основанную на сходстве и различиях их производственных, социально-бытовых, культурных и иных интересов и функций».

Понятие «местное сообщество» - исходное в объяснении проблем местного социально-экономического развития. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом, в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население -- общность людей, территория -- ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рисунок 2).

Местное

сообщество

Население - общность людей

Территория - ограниченное пространство

Социальное взаимодействие

Чувство сообщества

Демография

История

Этнография

Культура

Границы:

- географические;

- исторические;

- административные;

- экономические;

- информационные.

Общие нормы поведения

Общие органы самоуправления

Одинаковые

общественные услуги

Одни общественные организации

Взаимосвязь в экономической деятельности

Членство (свой, чужак)

Самореализация в обществе

Общие разделяемые ценности

Эмоциональные связи

Рисунок 2 - Основные признаки местного сообщества

Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, так как степень развитости этого чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы.

В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ (рисунок 3).

предпринимательские и финансовые круги

социальные группы

местные отделения политических партий

профессиональные группы

локальные местные сообщества

территориальные сообщества

организации по интересам

благотворительные организации

национальные и религиозные сообщества

Рисунок 3 - Локальные местные сообщества в муниципальном управлении

Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:

- предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне;

- местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;

- группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы -- профсоюзы -- отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;

- социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т. п.);

- территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т. п.);

- национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа;

- благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку органами местного самоуправления своих акций и начинаний;

- организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотников и рыболовов, собаководов и т. п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий [23, с. 43].

Таким образом, разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни.

Манипулирование является частью технологии власти, способом скрытого социального управления сознанием и поведением граждан посредством внушения и пропаганды с целью принудить их действовать или бездействовать иногда вопреки собственным интересам. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации и декларировании гуманитарных целей, за которыми стоят частные и корыстные цели или механизм, который позволяет оказывать манипулирующее воздействие на сознание людей [27].

Говоря о принципах управления социальными ресурсами муниципального образования необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы, которые позволяют обеспечить оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

При выборе стратегии и тактики управленческих действий, исходным следует принять принцип приоритетов. Еще один принцип, имеющий особо важное значение при использовании образовательных ресурсов - это принцип гуманизации. Именно он назван в законе «Об образовании» основополагающим в числе принципов государственной политики в области образования.

Технологий оптимального управления социальными ресурсами достаточно много и они относятся к разным этапам управления. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования осуществляется посредством технологий: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.