Рефераты. Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления






Также как всегда происходило и общее планирование, и контроль за следованием намеченным курсом. При том, что иной раз положение или выходило, или грозило выйти из-под контроля. Хотя даже если и случался какой-то сбой, в последующем все возвращалось на круги своя. Ну а само общество уже настраивалось соответствующим образом. В этом никогда не было какой-либо проблемы, тем более что методы и способы манипуляции массами в настоящее время уже практически отлажены до филигранности и достижения максимального результата [50, с. 62].

Существование институтов, дающих индивидам неравный доступ к социальным ресурсам, рационально оправдано в случае, если на данном этапе развития общества им нет альтернативы, обеспечивающей более эквивалентный социальный обмен. Однако такая альтернатива на большинстве этапов эволюции общества существует. Социальные интересы правящей элиты определяют то, что рационализация организации общества практически никогда не соответствовует возможностям, которые дает для этого уровень развития творческого процесса.

Творческий процесс идет перманентно, а социальная система меняется скачкообразно, под воздействием локальных по времени процессов - реформ и революций, связанных со сменой или обновлением правящей элиты. В результате уровень рациональности социальной системы может приблизиться к оптимальному только на короткое время. Затем новая правящая элита закрепляет за собой завоеванные социальные ресурсы и передает их наследникам. Реформы прекращаются, процессы развития, рационализации социальных институтов консервируются. Элита спекулянтов (по Парето) неизбежно перерождается в элиту рантье, существующую благодаря консервации накопленных социальных ресурсов. В результате развитие общественных отношений неизбежно отстает от творческого процесса.

Таким образом, социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Говоря об эффективности использования социальных ресурсов на муниципальном уровне, нельзя не остановится на оценке степени благоприятствования среды муниципального управления, которая дается исходя из результата управленческой деятельности органов муниципального управления и адекватности реакции на данную деятельность социальных ресурсов муниципального образования, как основного объекта управления.

Нейтральная среда муниципального управления предполагает отсутствие взаимоисключающих и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия, то есть органов местного самоуправления и социальных ресурсов. На первый взгляд такая среда может являться благоприятной для муниципального образования в целом, поскольку субъекты не имеют взаимоисключающих целей, но одновременно они не имеют и взаимосвязанных целей, что является отрицательным явлением, поскольку данное обстоятельство указывает на «равнодушие» органов муниципального управления по отношению к социальным ресурсам и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что деятельность местной власти и социальных ресурсов параллельны относительно друг друга.

Критериями, определяющими особенность муниципальной среды управления, являются изменение уровня социальной напряженности, непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, показатель устойчивости социально-экономического развития города, а также уровень доверия населения органам муниципальной власти.

С целью совершенствования управления социальными ресурсами на уровне муниципальных образований и обеспечения их ускоренного и устойчивого развития муниципальные органы исполнительной власти РФ ведут работу по следующим направлениям:

- соблюдение принципов оптимизации управления социальными ресурсами, а именно, принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресности социальной поддержки, обратной связи;

- использование технологий оптимального управления социальными ресурсами: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации [51, с. 7].

Изучение местных сообществ и работа по их вовлечению в процесс муниципального управления требуют подготовки соответствующих кадров. В зарубежных странах, например в США, появилась такая профессия, как специалист по развитию местных сообществ.

Одна из задач этой профессии -- помощь людям освоении новой системы социальных ценностей. Для России в условиях перехода от тоталитарного общества к демократическому и от психологии социального иждивенчества к самоуправлению и самоорганизации граждан эта проблема особенно актуальна.

Рассмотрим механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) как основополагающего составного элемента социальных ресурсов.

Для реализации многих задач жизнеобеспечения населения органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:

- развитие территории -- составление планов, программ совместной деятельности;

- использование местных ресурсов -- разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории; » координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;

- контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;

- проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.

Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.

Сложившаяся практика взаимодействия муниципальной власти с органами ТОС различна -- от чрезмерной опеки до эпизодического поверхностного общения. Ряд муниципальных образований практикует бюджетную оплату труда руководителей ТОС, предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Так, в Портленде (США) администрация взяла на себя техническое обеспечение деятельности общественников (организация центров с компьютерной техникой), предоставление им бесплатных услуг юриста и экономиста.

В некоторых муниципальных образованиях России созданы советы руководителей органов ТОС. Они владеют ситуацией на местах, знают настроения людей и могут оказать существенную помощь в решении муниципальных проблем.

Органы ТОС, проводящие отдельные акции на договорной основе с местной администрацией, наделяются необходимыми для этого средствами. Органы местного самоуправления, передавая органам ТОС на договорной основе отдельные муниципальные полномочия вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, вправе осуществлять контроль за реализацией этих полномочий.

Механизмы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении

Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы формы, показанные на рисунке 6.

Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т. п.

Привлечение граждан и местных сообществ к реальному участию в управлении представляет собой достаточно сложную задачу в условиях отсутствия традиций такого участия и сложившегося отчуждения рядовых жителей от любой власти. Поэтому местная власть должна принимать специальные меры, способствующие достижению реального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие.

Во-первых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены процедуры, позволяющие отдельным гражданам и общественным группам прямым образом выражать свое отношение к местным проблемам и участвовать в их решении на всех этапах. Граждане должны иметь нормативно оформленную возможность предлагать решения, конкретные проекты, участвовать в осуществлении тех решений и проектов, в которых они наиболее заинтересованы.

Во-вторых, необходимо разрабатывать и осуществлять муниципальные программы информированного согласия, которые помогали бы людям поверить в возможности своими силами повышать уровень и качество жизни на местах. В частности, необходима специальная муниципальная структура по поддержке гражданских инициатив, т. е. должно быть такое место, куда человек или группа граждан могут обратиться со своей инициативой.

В-третьих, работа по обеспечению информированного гражданского согласия должна вестись постоянно, на долговременной основе.

Только при соблюдении этих условий человеческий ресурс может стать главным ресурсом процветания и развития муниципального образования.

Отметим, что эффективность управления прямо зависит от успешного развития различных аспектов отношений, формирования институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль. Центральными вопросами здесь являются следующие: каким образом должны появиться эти институты, какие реформы следует предпринять и какие модели корпоративного управления и контроля за их деятельностью могут быть использованы в рамках экономики муниципального образования.

Насколько многочисленны, прочны и постоянны сегодня контакты между населением и властными структурами? Чьи интересы в первую очередь защищают государственные и муниципальные служащие?

Ответить на эти вопросы помогает Программа социально-экономической поддержки интересов населения «СЭПИН», которая сегодня осуществляется в ряде регионов страны и может быть охарактеризована как универсальная технология реализации корпоративного пути развития российского общества и выхода его из кризиса.

Уникальность ее состоит в том, что она позволяет с помощью разработанных социально-экономических технологий решать коренные социально-экономические проблемы большинства населения России не в целом, а на данной территории, в конкретном муниципальном сообществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.