Рефераты. Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества






Общественная палата вырабатывает лишь рекомендации органам государственной власти. Данный аспект взаимообусловлен положениями о рекомендательном характере решений Общественной палаты Там же, ст. 17.

Именно положительный опыт работы общественных палат, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, послужил толчком к созданию Общественной палаты федерального уровня Глава 2 параграф 1 данной работы.

Соответственно, на Общественную палату возлагается задача по оказанию поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации ( имеются в виду не только общественные палаты, созданных к моменту вступления ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» в силу, но и общественные палаты, создаваемых позже этого). Поддержка Общественной палатой общественных палат субъектов Российской Федерации ограничена информационной, методической и иными подобными формами Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. п. 6 ст. 2 - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009 .

Следует отметить, что, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, выраженному в Заключении от 20.12.2004 г. № 2.2-1/4313 на стадии принятия законопроекта в первом чтении, положение об оказании поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, не может быть отнесено к задачам, а является непосредственно одним из полномочий Общественной палаты. Однако при принятии ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» рассматриваемое положение так и не было уточнено и данный аспект прописан в статье 2 Федерального закона, где перечислены основные цели и задачи Общественной Палаты Российской Федерации Грудцына, Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба [Текст] /Л.Ю. Грудицина // Адвокат. - № 5 - 2006.

Органы СМИ неоднозначно отреагировали на новые инициативы государства, которые касались формировании Общественной палаты РФ,

Так, в статье «Нация набрала немного совести» С.В. Мулин Политический обозреватель газеты «Новая газета» утверждает, что образование Общественной палаты РФ создает принцип круговой поруки: один поручается за другого, и возводится замкнутая сама на себе корпорация Мулин, С. Нация набрала немного совести // Новая газета. - 2005. - 3-5 окт.

Дискуссия была развернута и на страницах «Российской газеты», где высказывались не только читатели, но и отдельные члены Общественной палаты РФ, назначенные Указом Президента РФ В. Путина 28 сентября 2005 г. Примечательно, но каких-либо резких, критических замечаний в адрес созданного органа общественности нет ни со стороны граждан, ни от вновь назначенных членов Общественной палаты. Так, А. Мироненко в статье «Как нам обустроить Общественную палату» высказывает надежду на то, «что члены Общественной палаты РФ получат возможность влиять на политику государства через принимаемые в нем законы Мироненко, А. Как нам обустроить Общественную Палату // Российская газета. - 2005. - 7 окт.». Члены Общественной палаты РФ, назначенные Президентом РФ В. Путиным, в целом высказывали нормальные, вполне предсказуемые слова об экспертизе правительственных решений, о совершенствовании законодательной базы, о более тесном и продуктивном диалоге с властью Фоков, А.П. Об общественной палате Российской Федерации [Текст] / А.П. Фоков// Российский судья. - № 11 - 2005, С. 1-3.

В развитие озвученный инициатив, Президент РФ В.В. Путин направил в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»», согласно которому этот орган наделяется ещё большими полномочиями. Так законопроект предполагает, что Общественная Палата Российской Федерации сможет осуществлять общественный контроль за СМИ, то есть за «соблюдением свободы СМИ и равным доступом к СМИ различных политических сил». Общественной Палате РФ предоставляется право привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов об обеспечении гарантии свободы слова и свободы массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, а так же вырабатывать по этим законам рекомендации. По итогам таких публичных обсуждений и экспертиз Общественная Палата РФ сможет давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ. В зависимости от степени нарушения эти заключения будут направляться в «регистрирующие или правоохранительные органы», а так же учредителям или руководству этих СМИ Новость // Российская газета. - 2005. - 13 окт..

Есть так же и противоположная точка зрения. Например, в статье «Общественная палата: ее роль и место в российской политика» А.А.Кара-Мурза пишет о том, что в странах с устойчивыми либерально-демократическими традициями функцию Общественной Палаты выполняет парламент. Парламент - это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. По мнению члена Совета Федерации В.А. Новикова, роль «связки» между обществом и властью должен играть эффективный и независимый парламент Кара-Мурза, А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике [Текст] /А.А. Кара Мурза// Формула права.- № 1 (4) - 2005 .

Но наличие такой ситуации в Российской Федерации и появление нового органа дублирующего некоторые функции парламента представляется возможным объяснить объективным положением вещей. В статье «Общественная палата - спектакль национального масштаба» Л.Ю. Грудцына Грудцына, Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба [Текст] /Л.Ю. Грудицина // Адвокат. - № 5 - 2006. объясняет данную ситуацию не самым уважительным отношением граждан российской федерации к депутатам, что, по её предположению, вызвано неуважением самой власти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство народа к власти. «Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилия для того, чтобы российский парламент стал действительно «народным рупором», параллельно с ним властью создается искусственная структура общественного контроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим» Там же В итоге, для того чтобы повысить эффективность одного из органов государственной власти был создан новый политический институт.

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ можно сделать вывод о том, что данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы.

По результатам анализа законодательных актов, касающихся функционирования Общественной палаты, автором был сделан вывод, что данные законодательные акты определяют данное понятие лишь исходя из выполняемых её функций. Контент-анализ СМИ дал следующее определение Общественной палаты: «Общественная палата Российской Федерации -- совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти».

Общественная палат РФ так же не обладает законодательной инициативой и не обладает политической властью. Основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» Абакумов С.А. Гражданское общество и власть, противники или партнёры/ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - с.3. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом. А так же, по мнению некоторых экспертов, выполняет часть функций Парламента РФ.

§3. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации в 2005-2009 гг.

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2007 г. и 2008 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации публикуются ежегодные доклады о состоянии гражданского общества и своей деятельности, сборники материалов общественных слушаний. Общественная Палата стремиться к наибольшему освещению совей деятельности для максимальной информированности граждан Бюллетени центра экстремальной журналистики . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3161, дата посещения 3.05.2009.

Среди основных приоритетных направлений деятельности Общественной Платы Российской Федерации выделяется защита прав человека. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, - с. 45. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

Опубликовано 14 марта 2008 г. Российская газета http://www.rg.ru/2008/03/14/doklad-dok.html Дата посещения 12.04.2009.

Так же в течение 2006 года члены Общественной Платы Российской Федерации принимали активное участие в таких публичных событиях, как в марте 2006 суд по делу водителя О. Щербинского, обвиненного в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края М.Евдокимов. В результате обвинительный приговор был отменён. В июне э года члены Общественной палаты приняли участие в разрешении конфликта, возникшего из-за принудительного выселения горожан в московском микрорайоне Южное Бутово в связи с планами его застройки. Членам Общественной палаты удалось установить диалог между жителями микрорайона и московскими властями, а затем выйти на решение проблем путем переговоров Новости Общественной Палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/newsblock/news/, дата посещения12.04.2009.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.