Рефераты. Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества






Общественная палата Российской Федерации рассматривала также развитие благотворительности в стране как важную задачу для бизнеса и общественности. С этой целью были проведены многие мероприятия, способствовавшие популяризации милосердия, волонтерства, благотворительности.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2006 по конец 2008 года можно сделать следующий вывод.

Основная работа Общественно палаты РФ была проведена по проблемам, которые находятся в компетенции нескольких комиссий. Работа была проведена по 14 сферам: Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;

Так основной формой работы Общественной палаты являются пленарные заседания и различные слушания по общественно важным проблемам, то чрезвычайно сложно проследить конкретные результаты деятельности по различным сферам. По многим вопросам, касающимся различных законопроектов и постановлений были проведены экспертизы и даны рекомендации. Но данные рекомендации не всегда учитывались органами власти, что является абсолютно законным. Так как законодательно закреплено, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Но также имел место и удачный опыт, когда предложения, внесённые Общественной палатой, учитывались при разработке законов.

Действия, которые имели конкретный результат, были связаны с деятельностью общественных некоммерческих организаций, сотрудничавших с общественной палатой.

В результате проведённого исследования законодательств, касающихся работы Общественной палаты Российской федерации, а так же в результате проведённого анализа средств массовой информации была рассмотрена история Общественной палаты, роли место палаты в системе органов власти и основные направления деятельности.

В результате исследования было выявлено, что основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» Абакумов С.А. От гражданского формума до создания Общественной палаты: 2001-2005./ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - с. 13.

Огромную роль при формировании данного института сыграл президент РФ В. Путин. Он посчитал, что в России необходимо развивать институты гражданского общества и привлекать общественность к государственной политике. К формированию палаты были привлечены различные общественные организации Союз армян России , Всероссийский азербайджанский конгресс, Союз ректоров России, Российской академия бизнеса и предпринимательства, Общественное движение в поддержку политики Президента РФ, Ядерное общество России, Общественное движение «Служба содействия социально-культурной сфере», Союз православных граждан, Движение поддержки флота, Туристско-спортивный союз России, Российский Союз Молодежи, Союз пенсионеров России, Союз потребителей РФ .

Федеральный Закон на основе которого палата осуществляет свою деятельность разработан парламентом Российской федерации, так же палата действует на основе принятого ей самой регламента.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, цели и задачи, Порядок формирования Общественной палаты РФ . Федеральный законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа -http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009.

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в Регламенте Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года установлены правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/492/, дата посещения 15.04.2009.

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ, так же была определена роль и место Общественной палаты РФ в системе органов государственной власти. Данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы. Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы и политической властью, так же она не обладает правом вето. Но она обладает экспертной функцией и полномочиями общественного контроля.

В результате анализа нормативных документов было установлено, что Общественная палата Российской Федерации -- совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2005 по 2009 года можно сделать следующий вывод, что работа была проведена по 14 сферам. (Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;)

Деятельность Общественной Палаты находится на стадии обсуждения законопроектов: «Общественная палата вправе давать заключения о нарушении законодательства, проводить экспертизу проектов законов, проводить слушания по общественно важным проблемам» Федеральный законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. Если обратиться к материалам комиссий Общественной Палаты, то можно обнаружить, что их деятельность во многом сосредоточена на проведении «круглых столов» и обсуждений общественно важных вопросов. По результатам их деятельности принимаются обращения к органам власти, имеющие рекомендательный характер. Такого рода деятельность способствует артикуляции и агрегации интересов тех групп, которые включены в дискуссию в рамках совещательного органа. Руководящие органы Общественной Палаты имеют «право направлять членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ». На практике подобного рода участия, а главное, их воздействие на принятие решений, довольно сложно оценить, так же как и сложно проследить конкретные результаты деятельности.

Глава 2. Региональные общественные палаты как элемент гражданского общества

§1. Общественная палата Калининградской области как элемент гражданского общества

В России также активно функционирую региональные общественные палаты. Они существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях служат примером реального механизма взаимодействия некоммерческих организаций и власти. Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации.

В Калининградской области в период с 2001 по 2007 год так же функционировала Общественная палата. Но общественная палата Калининградской области официально была создана в 2007 году вместе с принятием Калининградской Областной Думы Закона Калининградской области об общественной палате Закон об общественной палате Калининградской Области от 20 сентября 2007 г. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - www.garant.ru/hotlaw/mon/103396.htm, дата посещения 8 февраля 2009 г..

На создание нормативно-правового документа, регулирующего деятельность Общественной палаты Калининградской области, так же оказал виляние факт принятия Государственной Думой РФ 4 апреля 2005 федерального закона «Об Общественной Палате РФ» Федеральный законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32, Опубликован 7 апреля 2005 г. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения 23.03.2009. Далее, после формирования федеральной Общественной палаты, по инициативе президента, они стали создаваться на региональном уровне Закс.ру - Сайт о политической жизни Северо-Запада. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.zaks.ru/new/archive/view/20148, дата посещения 22.04.2009, в каждом субъекте федерации. Так как общественная палата в Калининградской области появилась задолго до того, как на федеральном уровне была создана аналогичная структура, то опыт ее работы впоследствии лег в основу формирования палат в иных регионах России Смирнов, В. Равнение на главврача. Члены новой калининградской Общественной палаты хотят быть ближе к губернатору - Время новостей. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.vremya.ru/2008/203/4/215985.html, дата посещения 12.03.2009.

Новый законопроект был написан по аналогии с законом об Общественной палате России, следовательно имеет с ним много общего. Данный закон был подписан губернатором Г.В. Боосом, который принял активное участие в создании Калининградской общественной палаты. По словам полномочного представителя губернатора в думе Тамары Кузяевой, у новой общественной палаты должно быть больше полномочий и возможностей для контроля работы исполнительной и законодательной ветвей власти,Новость - 24 Май 2007 года - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.kaliningrad.ru/news/politics/k244840.html чем у палаты первого созыва.

На основании Закона об Общественной палате Калининградской области и Регламента Общественной Палаты Калининградской области, и описанных там функций и полномочий, можно определить Общественную палату Калининградской области как институт гражданского общества, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Калининградской области, с органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. В том числе в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Калининградской области Закон об общественной палате Калининградской Области от 20 сентября 2007 г. 1 п. 1- [Электрон. ресурс].- Режим доступа - www.garant.ru/hotlaw/mon/103396.htm Дата посещения 8 февраля 2009 г..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.