Рефераты. Электронная коммуникация






Рис. 1.3. Уровни среды Интернет

Анализ Сети как многофункциональной системы позволяет ученым выделять в ней следующие важнейшие элементы:

- информационные ресурсы в виде: 1) web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;

- информационно-поисковые языки словарного и классификационного типа, служащие для поиска информации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблер, Апорт, Яндекс, Ау; англоязычные - Altavista, Infoseek и др.);

- логические операции, используемые при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ; а также расширение поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суффиксов слов;

- технические средства реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную структуру сети;

- программное обеспечение, включающее протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.143-144.

Применительно к Сети электронная коммуникация представляется некоторым авторам сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. Дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001.С. 45.

А.Н. Гребнев См.: Гребнев А.Н. Методология коммуникационной научно-образовательной среды // Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006», Санкт-Петербург, 2006. - Т.1. - С. 220-222. рассматривает электронную коммуникацию (ЭК) как социальную информационную коммуникацию, где каналом коммуникации выступает электронная (цифровая) среда. ЭК исследуются этим автором в рамках направления компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC, Computer-mediated communication).

Примеры:

асинхронная конференц-связь (conferencing):

- электронная почта (e-mail),

- Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),

- группы новостей (newsgroups),

- списки рассылки (mailing-lists);

синхронная конференц-связь:

- быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),

- чаты (chat rooms),

- видео конференции (video conferencing),

- голосовые конференции (voice conferencing),

- разделение данных (data conferencing или whiteboard),

- разделение приложений (application sharing),

- разделение рабочего стола (desktop sharing).

Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации - в первую очередь, интонацию, мимику и жесты (то есть именно те средства выражения, которые передают эмоциональный компонент par excellence). При этом сжатый, экономящий усилия и время отправителя виртуальный жанр не способствует детализации описания, присущей традиционной письменной речи - что могло бы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие паравербальных средств. Поэтому роль компенсаторных механизмов (способствующих пониманию и экономии усилий получателя) выполняют «смайлики» - графические символы, получающиеся в текстовом режиме и кириллицы, и латиницы на обычной клавиатуре:

(2). 1. :-) - знак улыбки;

:-( - выражение неодобрения или печали;

;-) - означает подмигивание;

8-( - изумление в сочетании с печалью;

:*) - означает поцелуй

:-0 - означает крик.

Обобщая взгляды на электронную коммуникацию, некоторые исследователи составляют её «типологическую» модель, описывая этот феномен, исходя из следующих параметров:

- по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);

- по признаку времени (краткая и неограниченная во времени, синхронная и асинхронная);

- по форме (письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема));

- по каналу передачи (актуальная, виртуальная);

- по способу контакта (всегда опосредованная) Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. // Дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001..

Электронная коммуникация оказывает влияние все более возрастающее воздействие на политику и экономику. К настоящему уже сложился целый ряд структурно-функциональных составляющих электронного бизнеса (см. рис. 1.4) Дятлов С.А. Макропропорции Интернет-экономики. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20-24 ноября 2000 г. - СПб., 2000. С.18-22:

31

Рис. 1.4. Функциональная структура электронного бизнеса

- электронная коммерция (e-commerce);

- электронные закупки (e-procurement);

- электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);

- электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);

- электронное обслуживание служащих (e-care for employees);

- электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers). См.: Дятлов С.А. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой экономики. //Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов реализации: Материалы всероссийской научной конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 0,7 п.л.

Существуют различные классификации электронного бизнеса, но общепринятым стал подход, в рамках которого основу классификации составляет критерий установления электронных взаимоотношений (транзакций) между основными экономическими субъектами (агентами). Он включает в себя следующие виды:

«Предприятие - Предприятие» (B2B),

«Предприятие - Потребитель» (В2С),

«Потребитель - Потребитель» (С2С),

«Потребитель - Предприятие» (С2В),

«Предприятие - Правительство» (B2G) и др.

Принципиальное значение для развития мировой информационной коммуникационной сферы имело подписание 8 июля 2002 г. представителями стран «восьмерки» (G8) на о. Окинава Хартии Глобального информационного общества. Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, которые призваны активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. На Всемирном Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и в Тунисе (2005 год) было отмечено, что предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной Всемирный Саммит по информационному обществу. - СПб, 2004. С. 83.. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации. Наука в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для всемирного саммита по информационному обществу. - СПб. 2004. С. 80.

В России принят ряд законодательных актов, регулирующих сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010». Электронная Россия http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi?prg=134&year=2005 (Федеральные целевые программы). Среди нормативных актов, способствующих развитию сферы ИКТ, важную роль играют: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 8. - Ст. 609., Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 28. - Ст. 3347. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)., Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст.127., Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 4. - Ст. 293. и другие.

Сегодня Россия входит в первую двадцатку стран с самым высоким показателем по числу Интернет-пользователей (табл. 1.1, рис. 1.5 Данные сайта - http://www.internetworldstats.com/.).

Таблица 1.1.

20 стран с самым высоким числом пользователей Интернет

№/№

Country or Region

Internet Users,

Latest Data

Population

(2006 Est.)

Internet

Penetration

Source and Date

of Latest Data

% Users of World

1

United States

205,326,680

299,093,237

68.6 %

Nielsen//NR Jan/06

20.1 %

2

China

111,000,000

1,306,724,067

8.5 %

CNNIC Dec/05

10.9 %

3

Japan

86,300,000

128,389,000

67.2 %

eTForecasts Dec/05

8.4 %

4

India

50,600,000

1,112,225,812

4.5 %

C.I.Almanac Mar/05

5.0 %

5

Germany

48,721,997

82,515,988

59.0 %

Nielsen//NR Jan/06

4.8 %

6

United Kingdom

37,800,000

60,139,274

62.9 %

ITU Oct/05

3.7 %

7

Korea (South)

33,900,000

50,633,265

67.0 %

eTForecast Dec/05

3.3 %

8

Italy

28,870,000

59,115,261

48.8 %

ITU Sept./05

2.8 %

9

France

26,214,173

61,004,840

43.0 %

Nielsen//NR Jan/06

2.6 %

10

Brazil

25,900,000

184,284,898

14.1 %

eTForcasts Dec/05

2.5 %

11

Russia

23,700,000

143,682,757

16.5 %

eTForcasts Dec/05

2.3 %

12

Canada

21,900,000

32,251,238

67.9 %

eTForcasts Dec/05

2.2 %

13

Indonesia

18,000,000

221,900,701

8.1 %

eTForcasts Dec/05

1.8 %

14

Spain

17,142,198

44,351,186

38.7 %

Nielsen//NR Jan/06

1.7 %

15

Mexico

16,995,400

105,149,952

16.2 %

AMIPCI Nov/05

1.7 %

16

Australia

14,189,557

20,750,052

68.4 %

Nielsen//NR Jan/06

1.4 %

17

Taiwan

13,800,000

22,896,488

60.3 %

C.I.Almanac Mar/05

1.4 %

18

Netherlands

10,806,328

16,386,216

65.9 %

Nielsen//NR June/04

1.1 %

19

Poland

10,600,000

38,115,814

27.8 %

C.I.Almanac Mar./05

1.0 %

20

Turkey

10,220,000

74,709,412

13.7 %

ITU Sept./05

1.0 %

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.