Рефераты. Духовные потребности студентов технического ВУЗа






Духовные потребности студентов технического ВУЗа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева

Социологическое исследование на тему:

«Духовные потребности студентов технического ВУЗа»

Разработал: Фасхутдинов Л.М.

студент группы 5315

Руководитель: Перминова Е.Н.

Казань, 2010

Содержание

1. Программа исследования

1.1 Теоретический раздел

1.1.1 Формулировка и обоснование проблемы

а) Исследуемая проблема

б) Цель и задачи исследования

1.1.2 Определение объекта и предмета исследования

1.1.3 Предварительный анализ объекта исследования

а) Интерпретация основных понятий

б) Операционализация базового понятия

в) Рабочая гипотеза

1.2 Организационно-методический раздел

1.2.1 Процесс выборки

а) Генеральная совокупность

б) Выборочная совокупность

в) Способ выборки

1.2.2 Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации

2. Итоги исследования

2.1 Анализ результатов исследования

2.2 Общие выводы и рекомендации

3. Список использованной литературы

4. Приложение

4.1 Рабочая анкета

4.2 Сводная анкета

4.3 Корреляционная таблица

Приложения

Духовные потребности студентов технического ВУЗа

1. Программа исследования

1.1 Теоретический раздел

1.1.1 Формулировка и обоснование проблемы

а) Исследуемая проблема

Специалист любой отрасли должен обладать не только широкими знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и быть широко образованным, способным ориентироваться в вопросах культуры, литературы и искусства. В связи с этим особое внимание в содержании образования должно быть уделено вопросам культурологического характера, развитию эстетических интересов и потребностей. Выпускники высших учебных заведений должны иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование духовных потребностей, эстетических интересов и на их основе эстетической культуры студентов.

Духовные потребности занимают особое место в формировании личности, они являются основой духовного и художественно-творческого развития личности, ее эмоционально-чувственных составляющих. Формирование духовных потребностей придает особую окраску отношению личности к своей профессиональной деятельности.

Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России.

Однако, "вследствие неразвитости социальных механизмов включения людей в мир прекрасного и формирования умений и навыков жить по законам красоты у значительной части населения не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать культурным традициям" (М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков).

Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности -- от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.

б) Цель и задачи исследования

Можно выделить следующие задачи данного социологического исследования: определение и обоснование роли и места духовных потребностей в развитии личности студентов технического ВУЗа, выявить психолого-педагогические условия формирования духовных потребностей студентов, определить эффективные пути формирования духовных потребностей студентов технического ВУЗа.

1.1.2 Определение предмета и объекта исследования.

Объектом исследования являются студенты КГТУ им А. Н. Туполева, факультета №5 - ИРЭТ, дневной формы обучения, в количестве 20 человек.

Предмет исследования - духовные потребности студентов технического ВУЗа.

1.1.3 Предварительный анализ объекта исследования

а) Интерпретация основных понятий

Духовные потребности - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

б) Операцианализация базового понятия

в) Рабочая гипотеза

Выбор технической профессии обусловлен желанием студентов удовлетворить свои духовные потребности в области познания и науки. Большинство студентов не жалеют о выбранной профессии и довольны предоставляемым уровнем знаний, достаточном для удовлетворения духовных потребностей. Однако считают, что вклад гуманитарных дисциплин и культурных мероприятий мог бы быть значительно выше за счет организации дополнительных кружков и культпоходов.

1.2 Организационно-методический раздел

1.2.1 Процесс выборки

а) Генеральная совокупность

Студенты КГТУ им. А.Н. Туполева, 5 факультет, очная форма обучения.

б) Выборочная совокупность

7 человек из группы 5315. Из них 2 девушки и 5 парней. 13 человек из группы 5302. Из них 2 девушки и 11 парней.

в) Способ выборки

Способ выборки случайный, метод - серийный (есть возможность разбить генеральную совокупность на равнозначные серии по заданному признаку).

1.2.2 Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации

В исследовании будет использоваться метод опроса - анкетирование.

Опрос -- это выяснение мнения общества по тем или иным вопросам.

Анкетирование - это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Основным инструментом этого метода является анкета.

2. Итоги исследования.

2.1 Анализ результатов исследования

В извечной борьбе материального и духовного в человеческой жизни с отрывом в два голоса (десять процентов) победили духовные потребности. Однако при этом сорок процентов опрошенных респондентов не посещают каких-либо культурных мероприятий, а оставшиеся шестьдесят процентов посещают их крайне редко.

Наиболее значимой духовной потребностью мнением пятидесяти девяти процентов респондентов была провозглашена нравственность. За интеллектуальные и правовые потребности проголосовало восемнадцать и четырнадцать процентов респондентов соответственно. Девяти процентов удостоились религиозные духовные потребности. Ну и собственно значимости художественных и педагогических духовных потребностей не признал ни один респондент. Оно и понятно: пятьдесят процентов опрошенных против организации в техническом ВУЗе художественных кружков, пятнадцати процентам оказалась затруднительно ответить на поставленный вопрос. Тридцать процентов респондентов сочли, что гуманитарным дисциплинам не место в техническом ВУЗе, шестьдесят же процентов считают иначе. Пятьдесят пять процентов студентов, большей части преподавателей удается заинтересовать в изучении курса, еще двадцать пять процентов поддались меньшей части преподавателей, ну а двадцать процентов студентов считают все читаемые им лекции неинтересными и скучными.

Большинство опрошенных справедливо решили, что духовное богатство студентов технических ВУЗов находится на одном уровне с духовным богатством студентов гуманитарных ВУЗов. Однако десять процентов переоценили технарей, а двадцать напротив решили, что духовное богатство студентов технического ВУЗа куда ниже. На вопрос о желании обогатить свои духовные ценности шестьдесят процентов респондентов ответили утвердительно и лишь десять процентов не желают обогащаться духовно (из числа считающих материальные потребности выше духовных). Уровнем своих духовных потребностей удовлетворены лишь двадцать пять процентов студентов, сорок пять процентов считают, что им еще есть куда стремиться. Абсолютное большинство респондентов (90%) оценили уровень собственных духовных потребностей оценкой - средне. Один респондент назвался человеком, достигшим духовного просветления, и еще один оказался довольно самокритичен, выставив оценку - низко.

Для сорока процентов респондентов является важным самовыражение в спорте, за науку и искусство двенадцать и двадцать четыре процента соответственно. Многие опрошенные считают важным самоутверждение выраженное богатством и уважением.

Одинаковое количество респондентов, по сорок пять процентов, считают важнейшими факторами становления духовных потребностей собственные увлечения и близкое окружение. Все респонденты (в большей или меньшей степени) признали роль родителей в становлении духовных потребностей, также как и девяносто процентов признали роль общества в это процессе.

Пятьдесят процентов респондентов считают, что интенсивное развитие духовных потребностей происходит в школьные годы, тридцать пять процентов полагают, что в студенческие. Однако с тем, что духовное обогащение не прекращается на протяжении всей жизни, согласны все опрошенные.

Девяносто процентов респондентов полагают, что информационная изоляция приводит к деградации человека, а десять процентов - к духовному обогащению, из чего можно сделать вывод, что абсолютное большинство опрошенных не допускают мысли о самоанализе.

Половина опрошенных в данном исследовании студентов являются христианами, тридцать процентов - мусульманами, двадцать - атеистами. Из опрошенных пятнадцать процентов считают себя флегматиками, двадцать - холериками, двадцать пять - сангвиниками, десять - меланхоликами и еще тридцать процентов либо не знают значения данных слов, либо не могут определить тип своего характера.

В опросе приняли участие двадцать человек, из которых четыре девушки и шестнадцать парней. Двенадцать человек русской национальности и восемь татарской. По возрастам респонденты разделились следующим образом: девяти - двадцать лет, одиннадцати - девятнадцать.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.