реорганизацию системы управления; сокращение сроков службы (с 6 до 3 лет);
омоложение офицерского корпуса (только по возрасту и служебному несоответствию было уволено 7 000 офицеров);
улучшение материального положения офицерского корпуса;
введение новой системы подготовки офицеров.
Однако острая нехватка финансовых средств не позволила выполнить все задачи реформы. Как отмечали аналитики того времени, не удалось решить главный, коренной вопрос реформы -- укомплектовать армию и флот офицерами с высокими личностными качествами. Офицеры по-прежнему были не удовлетворены моральным и материальным стимулированием службы. Общественный статус их деятельности оставался низким. Многие поступали в армию без призвания к службе, часто это были неудачники из гимназий и реальных училищ. По данным исследований 1911 года, только 10% выпускников военно-учебных заведений по своим интеллектуальным, нравственным и волевым качествам в полной мере отвечали требованиям службы. Может быть, именно здесь скрывается одна из причин того, что в дальнейшем, в частности, в 1917 году, армия не стала надежной опорой царствующей в России династии.
Очередная военная реформа (1924-1925 гг.) вновь ставила целью привести армию в соответствие новой социальной системе и экономическим возможностям государства. В связи с окончанием гражданской войны было решено перейти на территориально-милицейскую систему комплектования Красной Армии и уменьшить ее численность почти в 10 раз (до 562 тыс. человек). За 2 года около 5 млн. бывших военнослужащих вернулись к гражданской жизни. Какой-либо социальной поддержки, уволенные с военной службы от государства не получили. Но, в связи с преобладанием в тот период среди населения страны и, следовательно, среди личного состава армии крестьян, а также слабой профессиональной дифференциацией труда в промышленности, его невысокими требованиями к специальным навыкам работников, для большинства уволенных в запас переход к трудовой деятельности оказался сравнительно безболезненным.
Вместе с тем, послевоенная разруха и внедрение в экономику новых (социалистических) форм хозяйствования привели к возникновению в стране безработицы. Поэтому часть бывших красноармейцев была вынуждена зарегистрироваться на специально созданных биржах труда и с их помощью искать себе рабочее место.
Следующее крупное сокращение Вооруженных Сил в нашей стране было осуществлено в период с 1945 по 1947 годы. За два года с военной службы были уволены свыше 8 млн. человек, что было обусловлено особой ситуацией, связанной не с реформированием армии, а с демобилизацией тех, кто временно призывался на военную службу в ходе войны. Из Вооруженных Сил уходили не кадровые военнослужащие, а недавние гражданские специалисты. Завершив боевые действия, они возвращались к своей работе в промышленности и сельском хозяйстве. Экономика того времени, в отличие от нынешней, испытывала острейший дефицит рабочих рук. Увольняемым из армии нужна была только финансовая и материальная помощь -- на жилищное строительство, обзаведение хозяйством, нормализацию бытовых условий. И государство, несмотря на все послевоенные трудности, такую помощь демобилизованным воинам оказывало.
Более противоречивым и болезненным оказалось сокращение Вооруженных Сил в 1960 году, когда из армии уходил печально известный «миллион двести». Это сокращение не предполагало реформирования армии, а было лишь политическим актом, не имеющим под собой должного экономического, военного и организационного обоснования.
Из армии увольнялись, главным образом, кадровые военнослужащие, увольнялись поспешно, без какой-либо серьезной подготовительной работы. Адаптироваться же им пришлось в народном хозяйстве, уже имевшем сложное техническое оснащение, высокий уровень профессиональной дифференциации с достаточно конкретными требованиями каждого вида деятельности к знаниям, умениям и личностным качествам человека. Государственной программы трудоустройства и переподготовки увольняемых в запас не было. Вся работа сводилась к обычным для того времени пропагандистским лозунгам и рекламе «героев» трудоустройства -- майоров-свинарей, подполковников-дояров и т.д.
Во многом именно сокращение 60-х годов и проблемы трудоустройства, которые тогда испытали офицеры, вынужденные чаще всего браться за первую подвернувшуюся работу, сформировали у кадровых военнослужащих своего рода комплекс неполноценности перед гражданской деятельностью, породили ставшее уже традиционным состояние боязни, некоторой обреченности в ожидании предстоящего увольнения в запас и поиска работы.
Одновременно было выработано определенное представление о профессиональных возможностях бывших офицеров и у руководителей предприятий. Не задумываясь о том, что дала человеку конкретная профессиональная подготовка в армии, не зная, как рационально использовать его знания и опыт, они и сегодня обращают внимание, главным образом, на понятие "военный" и делают вывод, что он способен быть только сотрудником ВОХР, контролером, администратором и т. д.
Сложившееся на производстве отношение к бывшим кадровым военнослужащим свойственно лишь нашей стране -- это сугубо отечественное "приобретение". Оно, во многом, -- результат неподготовленных, с точки зрения организации трудоустройства, переходов в народное хозяйство военных специалистов не только в предыдущие сокращения Вооруженных Сил, но и в ходе ежегодных плановых увольнений по выслуге лет. Совсем иное положение с использованием возможностей этой категории граждан на Западе (см. приложение 1). В цивилизованном мире давно признано, что профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.
1.2 Современное военное реформирование в России и его влияние на адаптацию семей военнослужащих
Исторически Российская Армия -- самая реформируемая в мире. Ее офицеры неоднократно переживали сокращение и увольнение. Что касается нынешней военной реформы, то она отличается радикальностью обновления.(вплоть до изменения Присяги), периодической сменой курса и бесконечным продлением сроков ее завершения.
Но все же, главным итогом военной реформы в период с 1992 по 1995 годы стало сокращение численности личного состава армии и флота. По данным российской печати «Независимое военное обозрение» - еженедельное приложение к «Независимой газете»; «Красная звезда»; Информационный бюллетень Правительственной комиссии по социальным вопросам
1.3 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9