При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане автор придерживается основных принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.
Таковыми являются:
Экосистемность - учет всей системы взаимоотношений чело века и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.
Солидарность - согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.
Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.
При соблюдении в социальной работе с «бомжами» всех вышеперечисленных принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.
В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?
Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.
Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.
Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.
В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации. [14]
Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:
· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;
· социальная защищенность;
· забота о здоровье людей;
· экологическая безопасность.
Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле. [13]
Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.
Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.
В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.
Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.
На сегодняшний день Россия позиционируется как социальное и правовое государство, но положение бездомных в Российской Федерации не соответствует правилам части III Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство, Президент России, власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально-экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей. В том числе, лишает бездомных возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя.
Вышеизложенное в полной мере относится также к постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства, а также лицам, которые в силу различных причин не могут подтвердить свою принадлежность к гражданству России.
1. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ, 1995. Т. 2.
2. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историографические аспекты проблемы. СПб., 2005.
3. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: ТЕИС, 2003.
4. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2004.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR - Аргус, 2004.
6. Вынужденная миграция: Причины, состояние, перспективы, миграционная политика. М.: Луч, 2003.
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: СКИУУ, 2003.
8. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. Екатеринбург: УГПУ, 1996.
9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: ФОЛИУМ, 2005.
10. Мирсогатова М.Н. Актуальные вопросы социальной работы с подростками группы риска // Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. М., 1992. Вып. 6.
11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: ИПП, 1997.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта - МПСИ, 2003.
13. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 2007.
14. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2007. Т. 1. С. 44, 335.
15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997.
16. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация. Общество. Перев. с англ. - М.: Политиздат. 2002. - С.373-392.
17. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. Г.М.Иващенко, Н.С.Кантонистовой, М.М.Плоткина и др. М.: НИИ семьи, 2006.
18. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамика перемещения.-- М., 2002.
19. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 2004, ч. 1.
20. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2005.
21. http://www.bukvi.ru/stat/stat662.html
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6