Рефераты. Бродяжничество, как проблема социальной работы






Бродяжничество, как проблема социальной работы

Бродяжничество как проблема социальной работы

ПЛАН

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВА
    • 1.1 Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности
    • 1.2 Современное понимание проблемы беспризорности и бродяжничества
    • 1.3 Социально-экономические предпосылки бродяжничества
  • 2. СОВРЕМЕННОЕ МЕСТО БЕСПРИЗОРНЫХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2.1 Формирование образа бездомного
    • 2.2 Социально-экономическое положение бездомных
    • 2.3 Проблема правовового положения бездомных
  • 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3.1 Особенности медико-социальной работы с контингентом «бомж»
    • 3.2 Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы заключается в том, что современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения. В ситуации становления рыночных отношений, политической нестабильности, углубления экономического кризиса население пребывает в состоянии неуверенности в завтрашнем дне. Экономическая ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Особую тревогу общества вызывают граждане, положение которых характеризуется не просто бедностью, но отсутствием жилья, работы и деградацией личности. Бродяжничество предстает как социальное явление, в возникновении которого сосредоточены как субъективные, так и объективные причины. Оказавшись на обочине жизни, бродяги испытывают моральные и материальные лишения, физические страдания. Отвергнутые обществом и находясь в экстремальных условиях существования, бродяги нуждаются в социальной помощи и поддержке. Будучи вынужденными пребывать в антисанитарных условиях, бродяги сами могут служить источником инфекционных заболеваний. Не имея средств существования из-за отсутствия места работы, бродяги могут вступить на криминальный путь, еще более усугубляя свое социальное положение.

Бродяги, лишенные жилья, как и все остальные граждане, имеют право на достойную жизнь: трудиться, получать образование, создавать семью, иметь доступ к культуре и потому должны быть возвращены в общество в качестве его полноценных членов. Россия переживает сейчас период острейшего социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. Появление новых элементов и структур сопровождается разрушением старых. Меняются социальные институты - то есть все то, что в стабильных условиях «цементирует» жизнь общества. В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют. В этой ситуации социальный контроль выступает в форме принуждения и реализуется в особом кризисном управлении. В условиях социального кризиса возникают и формируются наиболее острые социальные проблемы, среди которых проблема бродяжничества. Органы власти, управленческие структуры и социальные учреждения должны создать для бродяг (бездомных граждан) достойные условия жизни, обеспечить им возможность трудиться.

Бродяжничество как социальное явление возникает в обществе при наличии определенных социальных условий. Для его осмысления следует обратиться к теоретическим исследованиям П.А.Сорокина о социальной мобильности, Э.Дюркгейма и Р.К.Мертона об аномии, а также социологическим исследованиям М.Вебера, Т.Парсонса, Э.Фромма о структуре общества, о соотношении личности и общества, формах связи между психикой индивида и социальной структурой общества.

Проблема бродяжничества, в частности, и бездомности в целом, как одна из наиболее актуальных, занимает социологов не только в настоящее время и не только в России. Бродяжничество как социальное явление не существует в «чистом виде» и является основным следствием бездомности. Оно сопряжено, в том числе, с такими социальными явлениями, как попрошайничество (нищенство), бедность. С этих позиций бродяжничество рассматривалось российскими социологами в дореволюционной России и в первые годы существования советской власти.

Бродяжничество как самостоятельное социальное явление не обязательно есть следствие бездомности. Известно, что бродягами становятся и люди, имеющие дом, семью. В этом случае в основе бродяжничества лежат другие мотивы, побуждения, в частности, желание к перемене мест, стремление к познанию окружающего мира. Бродяжничество такого рода есть образ жизни и связано с проблемой бездомности лишь по сути проживания человека вне дома. Бездомность в плане отсутствия собственного жилья исследовалась с точки зрения происхождения, выяснения причин появления бездомных людей, причины их существования. Появившись в 80-х годах XX века в Америке термин «скид-роу», который происходит от названия своеобразного района дешевых отелей, притонов в Нью-Йорке, в дальнейшем стал обозначать не столько место проживания человека, сколько его социальное положение.

В условиях современного российского общества, в период становления и упрочения рыночных отношений создается предпосылка к формированию особой категории граждан, которые в силу чрезвычайных обстоятельств находятся в экстремальной ситуации. Бродяжничество как социальное явление нуждается не только в осмыслении генезиса. Необходим поиск путей, если не устранения, то хотя бы ослабления интенсивности его расширения в обществе. Это обстоятельство оправдывает целесообразность проведения социологического исследования на модели особого, густо населенного региона, каким является Москва, с необходимостью изучения роли управленческих структур в воздействии на бродяжничество, его предупреждения и регулирования, с переносом результатов исследования на федеральный уровень.

Цель работы - генезис бродяжничества и разработка технологии предупреждения и регулирования бродяжничества как социального явления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Провести анализ исторического генезиса бродяжничества как социального явления.

2. Исследовать причины, приведших к бродяжничеству, и социальное положение лиц, занимающихся бродяжничеством, определить типологию.

3. Выявить социокультурные и социально-психологические последствия бродяжничества в современных условиях.

4. Изучить социально-демографический портрет людей, занимающихся бродяжничеством в городе Москве, с целью последующей выработки управленческих технологий воздействия на данное социальное явление.

5. Провести анализ системы социальных институтов и организаций, регулирующих процессы бродяжничества.

6. Разработать социальные технологии предупреждения и регулирования процессов, вызывающих и сопровождающих бродяжничество.

7. Определить подходы к созданию нормативно-правовой базы для решения регулятивных проблем бродяжничества на региональном и федеральном уровнях.

Объект исследования - бродяжничество как социальное явление.

Предмет исследования - социальные технологии предупреждения и регулирования бродяжничества на региональном и федеральном уровнях.

Проблема исследования вытекает из формирования и расширения категории граждан, занимающихся бродяжничеством, оформления явления бродяжничества в самостоятельное социальное образование и отсутствия нормативно-правовой базы для преодоления негативных последствий этого явления. Острота проблемы, влекущей за собой не только деградацию большой прослойки российского общества, но и необходимость предотвращения с их стороны угрозы обществу, требует решения проблемы с участием управленческих структур.

1. СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВА

1.1 Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности

Бродяжничество - это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность -- явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Множество совершенно различных состояний обозначаются так называемой склонностью к перемене мест (побеги, прогуливание школы). Дети убегают из дома, когда с ними жестоко обращаются или когда у них менее, чем обычно, развита привязанность к семье. В этих случаях причина симптома внешняя и может быть устранена изменением внешних условий. Однако существуют дети, у которых причина - во внутренней жизни. Они находятся под влиянием побуждений из бессознательного, которые заставляют их бродить в поисках воображаемой цели.

Ю.М. Антонян, С.В. Бородин (1982), опираясь на результаты эксперимента, выявили неосознаваемые индивидом мотивы бродяжничества. По мнению Ю.М. Антоняна, бродяги не осознают мотивов перемены места своего проживания и учебы, хотя и приводят различные противоречивые мотивировки. Неосознанная необходимость смены своего окружения - это стремление избежать самоидентификации в группе, так как любое участие в совместной деятельности ведет к некоторой определенности, соотнесению себя с другими участниками группы.

Таким образом, основным мотивом и личностным смыслом бродяг является стремление к сохранению своей субъективно-личностной и социальной дезидентификации.

Социальная идентичность в определении А. Тэдшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, в которой заключены знания индивида о его принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностями и эмоциональными ее проявлениями. [21]

Опираясь на подход Тэдшфела, теорию личностных конструктов Келли, представления о сущности идентичности, развиваемые в социальной психологии, социальную идентичность следует рассматривать в качестве целостного динамического образования, выступающего как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом в процессе жизнедеятельности, в ходе социального взаимодействия и сравнения, являющихся когнитивно-мотивационным основанием восприятия ценностей группы, а также определения допустимых границ поведения. Под конструированием (Андреева Г.М., Стефаненко Т.Г.) понимается привидение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, способствующие постижению ее смысла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.