Рефераты. Бродяжничество, как проблема социальной работы






Типичные способы манипулирования

1. Опасные, угрожающие и «громкие» заголовки, например "Журналиста убил бомж. По ошибке", причем в статье фактически доказывается, что бомж убийцей не был, несмотря на это заголовок статьи говорит об обратном.

2. Миксты: в описании негативного явления представители различных социальных групп "смешиваются", но пропорция либо не указывается, либо указывается неточно. Результатом такого смешивания становится понятно опасность, исходящая от той или иной социальной группы, от того или иного явления, воспринимается более значительно нежели она есть на самом деле.

3. Подмена понятий "профилактика бездомности" и "ресоциализация бездомных" понятием "борьба с...". Например, борьба с бомжами, борьба с попрошайками, борьба с неблагополучными семьями.

4. Свое видение журналист зачастую выдает за "общеизвестные факты", а возможно и частые, но частные случаи - за характерные черты, присущие всем представителям конкретной или абстрактной социальной группы.

5. Обобщение, создание коллективного портрета бездомного. Таким образом в СМИ грешат не только журналисты. Интервьюируемые чиновники, преследуя свои карьерные и экономические цели, тоже любят создать "изюминку". Кроме того не последнее слово имеет и главред.

6. Противопоставление нормальным, социоустроенным гражданам, а также другим группам слой социально-незащещенный или социально-опасный. Такой метод используется не только в отношении бездомных, но и в отношении других слоев общества.

7. Фокусирование внимания аудитории на негативных примерах негативных проявлений со стороны бездомных. Например, говоря о преступлениях, из сотен дают 2-3 примера в качестве иллюстраций. Если среди сотен преступников будет хотя один бомж, то он обязательно будет упомянут, причем с указанием его социального статуса.

8. Определение статуса человека по его внешнему виду и действиям. Стереотип сложился настолько сильный что говоря о мусорных баках мы всегда представляем бездомных, которые там роются Человек, роющийся в мусорных кучах, вовсе не обязательно бездомный.

9. Изложение фактов без указания причин, что зачастую приводит к негативным последствиям, поскольку стереотип бездомных сильнее нашего здравого смысла, и мы часто представляем себе что это самый опасный слой общества.

Какие же цели преследуют те, кто разрабатывает такие приемы манипулирования? Отрицательный образ бездомных в средствах массовой информации формируется и используется в следующих целях:

1. Политических: В предвыборной программе политики акцентируют внимание на стараниях обезопасить своих избирателей от этих злых и опасных бомжей.

2. Экономических. Образ "голодных бомжей" используется в материале, побуждающем читателей кастрировать своих собак. Ибо некастрированный пес убежит на улицу, где его "съедят голодные бомжи".

3. Самооправдание. Сотрудники милиции, оправдывая свою жестокость в отношении бездомных, создают образ "бомжа-монстра".

4. Сочетанных. Например, для обоснования необходимости усиления роли и увеличения финансирования органов МВД, которые борются с "бродягами".

Иногда бездомность воспринимается работниками масс-медиа как профессиональная деятельность ("профессиональные бомжи") или элемент структуры преступности, "низший уровень в преступном мире".

Нередко встречаются случаи распространения в масс-медиа данных и сведений о личной жизни бездомных, их медицинских диагнозах и пр. однако кроме голословных заявлений как правило больше нечем это доказать Это относится не только к текстовой информации, но и к изображениям бездомных (фотографии, телесюжеты).

Таким образом манипуляция сознанием населения в такой области как социальная необеспеченность слоев населения скорее вопрос не только профессиональной этики или квалификации - это неуважение к Конституции, согласно которой "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" а распространение причем неправдоподобной и зачастую незаконной информации о частной жизни лица без его согласия недопустимо. [9]

2.2 Социально-экономическое положение бездомных

В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне документов указаны такие, которые не могут быть получены бездомными. К ним относятся, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом ПФ по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом.

В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье в связи с осуждением, могут получать помощь в трудоустройстве и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.

Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального трудоустройства, нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Они вынуждены соглашаться на оплату, ниже оплаты аналогичного труда граждан имеющих регистрацию по месту жительства. Распространен труд бездомных и просто за еду или за возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. [19]

Из-за отсутствия возможности легально трудится, бездомные часто вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с нарушением требований безопасности и гигиены, что являются типичным. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.

Кроме того, нелегальный характер труда вынуждает бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из бездомных не имеет возможности получать оплачиваемый отпуск.

Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ. Следовательно, сегодняшние бездомные, не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.

Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, недоступны для бездомных. Отсутствие регистрации по месту жительства не позволяет бездомным женщинам пользоваться услугами женских консультаций. Существующая практика предполагает, что все женщины периодически обследуются в указанных консультациях, а также, что беременные женщины становится там на учет. В консультации беременную женщину обследуют и оказывают ей помощь в подготовке к рождению ребенка. В женской консультации также обследуют женщину в послеродовом периоде и, если нужно, оказывают медицинскую помощь. При необходимости женские консультации направляют женщин в соответствующие стационарные лечебные заведения.

Однако женские консультации обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период. [21]

Результатом недоступности для бездомных женщин квалифицированной и специализированной медицинской помощи являются не только осложнения в родах, дородовом и послеродовом периоде, но также повышенный уровень врожденных заболеваний у новорожденных, рожденных бездомными матерями, в том числе тех заболеваний, возникновение и (или) развитие которых можно легко предупредить за счет своевременных диагностических, профилактических и лечебных мероприятий.

Проблему представляет устройство бездомных детей в муниципальные дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Подавляющее большинство бездомных родителей не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений. Бездомные дети, так же, как их бездомные родители, не могут получить полис ОМС, что создает большие сложности в получении медицинской помощи и медицинского обслуживания. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста. В тех случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление детям бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.

Рыночные отношения в вопросах приобретения жилых помещений и прав на них в России до сих пор не развиты. Большая часть россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет достаточных средств для такого улучшения за счет совершения сделок на рынке недвижимости и вынуждены ожидать предоставления им муниципального жилья. Для получения муниципального жилья граждане должны обратиться в органы по учету и распределению жилья для постановки на учет. Одним из обязательных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является длительное (как правило, более 10 лет) проживание в данном населенном пункте на момент обращения в органы по учету и распределению жилья. В качестве документа, подтверждающего факт и срок проживания в населенном пункте, признается справка о регистрации по месту жительства. Не имея регистрации по месту жительства, невозможно встать на учет для получения жилья и как следствие большинство бездомных в современной России не может претендовать на получение какого-либо жилья от государства или муниципальных образований. Вместе с тем, экономическая ситуация не позволяет бездомным самостоятельно приобретать или строить жилье, в том числе с использованием кредитных схем. Даже в тех случаях, когда бездомный имеет неоспоримое право на получение жилья, фактически это означает лишь "право" состоять на учете нуждающихся в получении жилья. Чаще всего это происходит из-за отсутствия законодательной регламентации сроков предоставления жилья. Право по сути превращается в фикцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.