Рефераты. Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние






Источники

1. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

2. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 4. Л. 3-4.

3. ГАКО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 561. Л. 51.

4. ГАКО. Ф. р-852. Оп. 1. Д. 272. Л. 37.

5. ГАКО. Ф. р-852. Оп.1. Д. 194. Л.4.

6. ГАКО. Ф. р-582. Оп. 1. Д. 51. Л. 21-22.

7. ГАКО. Ф. р-852 Оп. 1. Д.158. Л. 1.

8. ГАКО. Ф. 492-1. Д. 1365. Оп. 1. Л. 26, 197.

9. ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 547. Л. 1.

10. ГАШ. Ф. 877. Оп. 4. Д. 8-52

11. ГАШ. Ф. 647. Оп.1. Д. 154-168. Д. 170-176.

12. ГАШ. Ф. 1060. Оп. 1. Д. 595. Л. 97, 125, 142-143.

13. ГАШ. Ф. 599. Оп. 1. Д. 3. Л. 77. Д. 3. Л. 73-74.

14. ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 61. Л. 75. Д. 70. Л. 165-166.

15. ГАШ. Ф. и-473-1 Оп. 1. Д. 1921. Л. 112.

16. ГАШ. Ф. 495. Оп. 1. Д. 1867. Л. 49.

17. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 1920. Л. 92-93.

18. ГАШ. Ф. и-492. Оп. 1. Д. 2958. Л. 84, 121.

19. ГАШ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 1021. Л. 2.

20. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 2054. Л. 137.

21. Исеть. - 1917. - 18.07.

22. Бажина, Н. Домой из плена к Рождеству [Текст] / Н. Бажина // Шадринский курьер. - 2000. - 06.01.

23. Гаев, И. Крах империи. К 90-летию Февральской революции [Текст] / И. Гаев // Исеть. - 2007. - 7-13.02; 14-20.02.

24. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. - 1993. - 23.06.

25. На помощь нашим воинам, их семьям и жертвам войны [Текст] // Календарь-справочник на 1916 год : Издание Шадринского земства. - Пермь : Электро-типография губернского земства, 1915. - С. 199-208.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. С какими целями было открыто в г. Кургане в 1908 г. отделение Императорского Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям?

1.1. Материальная поддержка защитников Отечества и членов их семей.

1.2. «…укрепление в сознании народа, что как правительство, так и все русское общество озабочено обеспечением судьбы солдат, честно исполнивших свой долг и принесших свое здоровье и личное счастье при защите Родины».

1.3. Объединение семей пострадавших воинов в общественные организации и организация между ними взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Какие задачи ставил перед собой Всероссийский союз городов помощи больным и раненым-воинам?

1. Защита жертв войны ? беженцев.

2. Налаживание внешнеполитических связей России.

3. Пропаганда военной доктрины России.

3. В пользу какого комитета или общества в волостях Курганского уезда проводился благотворительный сбор «Ковш зерна нового урожая»?

3.1. В пользу Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам.

3.2. В пользу Общества покровительства освобожденным из мест заключения.

3.3. В пользу Комитета ея Императорского высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

4. Что послужило причиной создания при Шадринской почте в 1915 г. добровольной дружины из 25 студентов и курсисток?

4.1. Малограмотность крестьянского населения.

4.2. Нехватка работников в почтовом ведомстве.

4.3. Необходимость охраны Шадринской почты.

5. Кто был объектом благотворительности в Зауралье 1904-1918 гг.?

5.1. Беженцы.

5.2. Бывшие военнопленные.

5.3. Крестьяне.

5.4. Учащиеся гимназий и училищ.

5.5. Государство.

Вопросы для обсуждения

1. Почему ХХ в. не смог стать преемником традиций благотворительности XIX в.?

2. Какую роль играла общественная благотворительность в военно-революционное время начала ХХ в.?

3. Как влияла на развитие благотворительности в Зауралье в начале ХХ в. частая смена власти?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Горелов, В. 1905 г. в Зауралье [Текст] / В. Горелов // Блокнот агитатора. - 1980. ? № 22. - С. 24-30.

2. Ершов, М.Ф. Война и учащаяся молодежь: Шадринск в 1914-1916 гг. [Текст] / М.Ф. Ершов // Наука и образование Зауралья. - 1999. ? № 1-2. - С. 232-234.

3. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. - 1993. - 23.06.

4. Нувахов, Б.Ш. Общественно-благотворительное движение в период русско-японской войны (1904-05 гг.) [Текст] / Б.Ш. Нувахов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1995. ? № 5. - С. 23-26.

5. Плющев, В.А. Перманентная революция (1917) : Документальное повествование. Т. 5 [Текст] / В.А. Плющев. - Курган : Зауралье, 2002. - 197 с.

6. Плющев, В.А. Японская война [Текст] / В.А. Плющев // Профсоюзы и время. - 1992. ? № 10. - С. 4.

7. Пудовкин, С.И. Начало гражданской войны в Зауралье. По «Белым» мемуарам [Текст] / С.И. Пудовкин // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «VI Зыряновские чтения». Курган, 11-12 декабря 2008 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2008. - 218 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Представьте себя на месте курсистки или студента начала ХХ в. Вы примите участие в организации благотворительного спектакля или в работе добровольной почтовой дружины? На чьи нужды согласитесь внести благотворительный взнос?

Тема 3.3 Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Тем не менее, неспособность революционного российского правительства справиться с проблемами вынуждало его использовать проверенные способы привлечения средств населения. Отличительной особенностью советских методов был их декларативный характер. Пожертвования и безвозмездный труд из добровольного превратились в обязательный. Отказ от такой «вынужденной благотворительности» грозил репрессиями, а в некоторых случаях - смертью. В тех случаях, когда государство не могло убедить население в необходимости оказания безвозмездной помощи, оно прибегало к принудительным мерам, иногда очень жестким. Голод 1921-1922 гг. охватил огромную территорию. На основании Постановления Центральной комиссии по оказанию помощи голодающим при ВЦИК за № 165, опубликованного в «Известиях В.Ц.И.К.» от 29 июля 1921 г. в губерниях, признанных неблагополучными по неурожайности, сформированы губернские и уездные комиссии. В Курганском уезде создано 36 волостных комиссий помголода, 298 комиссий в селах и деревнях.

Курганская горуездная комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии в официально утвержденном положении зафиксировала свои основные задачи: агитация по оказанию помощи голодающим; устройство субботников и организация сверхурочных работ в помощь голодающим; организация общественных работ для населения голодающих районов; организация общественного питания общежитий и детских приютов; заготовка суррогатов питания для людей и скота; обсеменение полей; развитие огородничества. Осенью 1921 г. труженики края приняли участие во Всероссийской неделе помощи голодающим. Ее программа включала три субботника, сбор вещей и денег, постановку благотворительных спектаклей и многое другое. Коммунисты г. Кургана сдали в фонд помощи голодающим золотые (23 шт.) и серебряные (35 шт.) изделия. Для снабжения детских столовых каждый крестьянин должен был отчислить «определенное количество с пуда урожая, как бы этот урожай не был ничтожен» [5]. Чтобы помочь детям, вводили «денежное обложение всех без исключения граждан, участвующих в жизни города» [6]: все идущие или едущие по г. Кургану 29-31 декабря 1921 г. должны были внести пожертвования в пользу голодающих, т.е. заплатить определенный налог. В это же время была проведена специальная лотерея в пользу голодающих.

Все пожертвования, собранные продуктами и вещами, сдавались в многолавки или в особые склады Упродкомов (Уездных продовольственных комитетов) и Губпродкома (Губернского продовольственного комитета). Жертвователям выдавались особые квитанции с указанием - что, в каком количестве и когда сдано. Комиссии устанавливали контроль хода работ по приему и правильному использованию продуктов и вещей.

Но так как добровольных пожертвований явно не хватало, власть своим решением сделала «добровольность ? обязанностью». 5-й Губернский съезд Советов в феврале 1922 г. установил «обязательные налоги в пользу голодающих на сельское население в местностях, не признанных голодающими» [7]. Для получения регулярной безвозмездной помощи ослабленные хозяйства прикреплялись к благополучным. Шадринский уездный комитет, не смотря на то, что г. Шадринск находился в полосе неурожайности и испытывал продовольственные трудности, объявил «Неделю помощи голодающим Поволжья». Было собрано с населения и отправлено в Повольжье три тыс. пудов продовольствия, 15 млн. руб. и несколько тыс. предметов первой необходимости. В конце 1921 г. для голодающей Башкирии было отправлено безвозмездно 8257 пудов продуктов. По заданию В.И. Ленина в начале 1922 г. для засева полей Поволжья было отгружено 76 пудов семенного овса, в Кустанайскую обл. - 12 тыс. пудов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.