Рефераты. Безработица среди жен военнослужащих






Показатель безработицы является одним из ключевых показателей уровня общего состояния экономики нашего государства, оценки ее эффективности. Существует также прослойка людей, которые по каким-либо причинам не работают и не ищут работу. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки.

Особую категорию составляют семьи военнослужащих. Очень часто жена военнослужащего не может найти работу по каким-либо причинам (наличие детей, частые переезды, т.е. смена места жительства и т.д.), либо вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе и низкооплачиваемую, помогая тем самым семейному бюджету.

Государство не поднимает престиж вооруженных сил. Определим понятие «вооруженные силы».

Итак, вооруженные силы - это воинские формирования, которые созданы государством и направлены на поддержание мира и безопасности своего государства.

Жены военнослужащих, проходящих службу в различных условиях поселения, ни чем ни защищены от безработицы, т.к. условия бывают таковы, что часто женщина не может найти работу в маленьком городе, поселке, где проходит службу муж, либо просто не успевает ее найти, т.к. мужа переводят на новое место службы.

Таким образом, анализ данной ситуации показывает, что исследование безработицы среди жен военнослужащих не достаточно. Именно малая степень изученности этой проблемы показывает, что данная тема требует подробного изучения.

Методом данного социологического исследования является анкетирование.

Анкета - это сбор информации, когда происходит взаимодействие исследователя и опрашиваемых людей.

Анкета - опросный лист, который состоит из нескольких блоков. В начале анкеты помещается обращение к респондентам, где объясняется, кто и с какой целью предлагает вопросы, а также излагают правила заполнения анкеты. Далее предлагается паспортичка, где респондент должен ответить на вопросы о себе: пол, возраст, образование, социальное положение, уровень дохода. Затем идёт основная часть, где содержатся вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Заканчивается анкета благодарностью за участие.

Анкета позволяет нам получить информацию о фактах из жизни респондента и информацию о его мнениях. Преимущество этого метода состоит в том, что он дает представительную картину об изучаемом предмете, обеспечивая относительную простоту обработки, сводит к минимуму внимание анкетера на респондента, дает ощущение большей анонимности, позволяет провести сбор информации за более короткий срок.

При этом необходимо учитывать недостатки этого метода: возможность неполного заполнения анкеты, а также то, что искренность практически уходит из-под контроля.

Информация, получаемая от респондента, является отражением социальной реальности в его сознание, т.е. информация часто может носить субъективный характер и поэтому в проверке интерпретации.

Анкета содержит 14 вопросов. Из них 1 является закрытым: в анкете это вопрос № 6 паспортички.

Закрытые вопросы - это вопросы, где указаны точные варианты ответов, не допускающие отклонения.

Полузакрытых вопросов в анкете - 13. В одном вопросе анкеты допускается 2-3 варианта ответа: это вопрос №10. В остальных же 13 вопросах можно указать лишь один вариант.

Характеристика выборки.

Выборка в социологическом исследовании - это способы отбора элементов объекта исследования. В социологическом исследовании нередко объектом исследования являются массовые явления или большие социальные группы: молодежь, учащиеся, рабочие, предприниматели. Организационные, финансовые трудности, как правило, не позволяют опросить всех. Исключение составляет всенародный референдум, в котором задается один вопрос. Поэтому в каждом исследовании перед социологом стоит проблема выборки, т.е. определение такой части общей совокупности, опрос которой будет достаточным для получения достоверной информации. Возможность замены сплошного исследования выборочным обусловлена статистическим характером социологической информации, при котором проявляется действие закона больших чисел (см.). Его суть состоит в том, что при достаточно большом числе наблюдений случайные отклонения взаимно уравновешиваются, погашают друг друга и итоговый результат не зависит от случая. Это означает, что при достаточном объеме выборки, добавление в неё новых элементов не изменит общего результата.

Выборка как выборочная совокупность - это часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению. Она должна быть репрезентативной, т.е. должна отражать основные значимые характеристики генеральной совокупности, являться её моделью. Для этого социолог должен решить две задачи: - для хорошо известной генеральной совокупности составить представительную выборку. Люди, отобранные в группу опрашиваемых, должны отличаться всеми особенностями, которые характерны для той большой группы, которую они представляют. Их число определяется по определенным формулам математической статистики и чаще всего составляет примерно 15% от генеральной совокупности. Например, готовясь изучать население г. Липецка социолог может выбрать 1000 человек для опроса. Но эти люди должны быть типичными жителями г. Липецка, по возрасту, семейному положению, статусу, профессиональному составу и т.д.

Расхождение в распределении изучаемых признаков в выборочной и генеральной совокупности называются ошибкой выборки. Её величину определяют методами математической статистики и теории вероятностей. Считается допустимой ошибка в размере 3-5%. Но особенно на величину ошибки влияет не объем выборки совокупности по отношению к объему генеральной совокупности, а сам способ организации выборки. В 1940 году известный американский социолог, специалист по вопросам общественного мнения Д. Гэллап писал: "Ошибки в социологических исследованиях возникают не потому, что было опрошено мало людей, а потому, что были опрошены не те люди".

В данном исследовании используется сплошная выборка, т.к. опросу подлежат все жены военнослужащих.

Среди различных шкал, существующих в социологии, в нашем исследовании представлены номинальная, порядковая и количественная.

Шкала - инструмент оценки, измерения социальной информации, собираемой в процессе опроса, наблюдения или анализа документов См.: Карманный социологический словарь. Под общ. Ред. Г.В. Дыльнова. Саратов. 2000. С 203..

Номинальная шкала - это шкала, которая позволяет определить абсолютное и относительное распределение сравниваемых признаков8См.: Там же. С164.. К ней относятся следующие вопросы: №1,5,6,7,8,9,11,12,13,14

Порядковая шкала - это шкала, числа которой не только фиксируют различия, но и устанавливают отношения больше - меньше, соответствуя такой ранжированности, упорядоченности эмпирических объектов. К ней относятся вопросы: №2,3

Количественная шкала- шкала, которая используется для измерения тех признаков, которые можно выразить числом. К ней относятся вопросы: №4,10.

Исследование содержит 4 задачи. К первой задаче относятся вопросы: №3,5,6,8. Ко второй задаче: №10,13. К третьей задаче: №4,7,9,11,12. К четвертой: №14.

Гипотеза (от греч. - основание, предположение)- обоснованные предположения о структуре изучаемых социальных объектов, характере и сущностных связях между ними, о механизме функционирования, развития и т.д. Это - прогнозирование способов решения и результатов социологического исследования, необходимая составная часть научного поиска. Гипотеза пронизывает программу исследования, организует и направляет его, она тесно связана с его целью и задачами. Любое конкретное исследование призвано подтвердить или опровергнуть гипотезу социолога. Подтвержденная обоснованная гипотеза, истинность которой подтверждается эмпирическими фактами, считается установленной, превращается в теоретическое положение.

2. Специфика представлений женщин безработицы, как социального явления

В июле 2010 года в городе Липецке проводился опрос среди жен военнослужащих.

Итак, по данному вопросу опрошено было 55 женщин. При подсчете выборки использовались два критерия отбора респондентов: работающие и безработные.

Выборочная совокупность составила 55 женщин, из которых в ходе исследования, работающих будет - 24 чел.(43,6%), а безработных - 31 чел.(56,3%) (см. график 1).

График 1

Выявление доли безработных женщин, % от общего количества респондентов

23

Анализируя вопросы занятости женщин, проживающих по указанному адресу, можно отметить, что опрос проводился среди трудоспособных респондентов, т.е. возраст опрашиваемых составил от 20 до 36 лет. По данному вопросу были получены следующие результаты:

1. от 20 до 25 лет - 8 чел., т.е. 14,54% от общего числа опрошенных, из них 100% безработных женщин;

2. от 26 до 30 лет - 23 чел., т.е. 41,81% от общего числа опрошенных, из них: работающих - 10 чел., т.е. 43,47% от количества опрошенных респондентов «от 26 до 30 лет», а безработных - 13 чел., т.е. 56,52% женщин.

3. от 31 до 36 лет - 24 чел., т.е. 43,63% от общего числа опрошенных, из них: работающих - 14 чел., т.е. 58,3% от количества данной возрастной категории, а безработных - 10 чел., что составляет 41,6% респондентов (см.график 2).

График 2.

Возрастная категория среди опрошенных женщин, % работающих от количества опрошенных работающих респондентов, % безработных от количества опрошенных безработных респондентов.

В ходе опроса выяснилось, что среднее общее образование имеют - 1,8%; среднее специальное (техникум) - 34,6%; неполное высшее - 14,5%; высшее - 49,09% от числа опрошенных.

На вопрос о среднемесячном доходе в семье на 1 человека получены следующие данные: до 1000 руб. - 1,8% ответивших на данный вопрос; от 1001 до 2000 руб. - 70,9% женщин; от 2001 до 4000 руб. - 27,27% респондентов. Из этих данных видно, что центр распределения ответов респондентов выпадает на ответ «от 1001 до 2000 руб.», т.е. нельзя сказать, что семьи военнослужащих находятся за чертой бедности, но все же доход данной социальной группы невелик (график 3.).

График 3

Выявление среднемесячного дохода в семье на 1 человека, % от общего количества опрошенных женщин

В ходе опроса выявили результаты при ответах на вопрос о работе до замужества и получили следующие данные: положительно ответили - 60% женщин; отрицательно - 38,18% опрошенных; указали «иное» - 1,8% респондентов. Таким образом, видно, что большинство женщин имели работу до брака (см. график 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.