§ 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова
Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, её становления и развития. В социально-педагогической работе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однако анализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.
Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику. Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическом мониторинге получения начального и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организации межведомственного обмена информацией.
На основании этих региональных подходов в муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел и органов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученной информации для достижения намеченной цели.
Остановимся на организационной структуре социально-педагогического мониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется на уровнях:
- Главным управлением образования;
- муниципальных образований - органами местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования, образовательными учреждениями).
Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными для этих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создают организационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга в муниципальных образованиях:
- обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальной защиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованием по представлению, обмену, анализу полученной информации;
- готовят предложения в органы государственной власти по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.
Комиссии по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административных нарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование. Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием для предъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах.
Местная администрация предоставляет информацию о составе детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного населённого пункта в муниципальный орган управления образования.
Образовательное учреждение предоставляет информацию о составе учащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный орган управления образования.
Муниципальные органы управления образованием:
- устанавливают соответствие информации поданной местной администрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающих образовательные учреждения;
- выявляет причины, препятствующие получению начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет;
- формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года;
- представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлению образования по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования.
Муниципальные службы социальной защиты населения представляют муниципальным управлениям образования информацию по составу детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципального образования.
Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») и направляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.
Главное управление образования Администрации области:
- обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации по исполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании», статьи 73 Семейного кодекса РФ;
- представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно) областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования;
- готовит предложения в областную комиссию по делам несовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.
Введение в практику работы данного порядка предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение начального и основного общего образования потребовало разработки программного обеспечения.
В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В данной программе определены основные направления работы с субъектами профилактики: работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействие с городскими службами - субъектами профилактики. Цель: построение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и городских служб) для комплексного решения проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова.
Задачи:
1. Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитания и развития несовершеннолетних.
2. Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом их интересов и потребностей.
3. Разработать план совместной работы с инспектором Органа по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений.
4. Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни.
5. Организовать оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям.
В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работа проводилась по четырём основным направлениям:
- работа с педагогами;
- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;
- консультационно-просветительская работа с родителями;
- взаимодействие с городскими службами (Комитет по делам несовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье, Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства).
На основе изученных документов учащихся, посещения семей, бесед была собрана необходимая информация и создан социальный паспорт образовательного учреждения.
Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) - 164
Учащихся из семей группы соц.риска - 32
Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которые находятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляют спиртное и уклоняются от воспитания детей) - 10 среди них
учащиеся, склонные к бродяжничеству - 3
Учащихся, находящихся под опекой - 23
Учащихся из многодетных семей - 27
В процессе профилактической работы наибольшее внимание было уделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасном положении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 - состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 - состоит на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних.
На весь учебный год был составлен план совместной работы соц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза в месяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашались воспитанники и родители.
В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работник и администрация. На заседаниях решались вопросы оказания медико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку.
Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьям воспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей и подростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних, Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними.
По плану 1 раз в четверть инспектор проводила коррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы).
Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и Органа по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительства проводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи.
В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводились тематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которых принимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог.
Консультации специалистов для родителей были организованы еженедельно (по субботам).
Воспитательная работа в интернате была направлена на создание условий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделю спортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия, фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городской музыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе.
Во время каникул в интернате организовывали работу площадки для воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте.
В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семей группы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали на территории интерната.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7