Рефераты. Безнадзорное поведение подростков






Таблица №1

Наднациональный уровень хозяйствования

Международные организации (их отделения и филиалы), участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей.

Население мира

Федеральный уровень хозяйствования

Методологическое, концептуальное определение социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей; нормативно-правовое определение и закрепление системы социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.

Субъекты: Президент, Правительство, Федеральные органы и учреждения

Население страны

Негосударственный уровень хозяйствования

Российские, региональные общественные организации (их отделения и филиалы)

Предпринимательские структуры, частные лица

Общественные, религиозные организации, участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей

Уровень субъекта Российской Федерации (региональный)

Организация и управление социальной защитой беспризорных и безнадзорных детей;

Субъекты: Глава региона, Правительство региона, региональные органы и учреждения (системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

Население региона, отдельных территорий региона

Муниципальный уровень хозяйствования

Развитие инфраструктуры муниципальных учреждений социальной сферы, ориентированных на семью и детей; создание условий, местной базы для обеспечения социальной защиты семьи и детей, их обслуживания и развития.

Субъекты: органы власти и управления муниципального образования, муниципальные учреждения

Население муниципального образования

Уровень домохозяйства

Обеспечение выполнения семьёй её основных функций

Субъекты: семья, члены семьи

Несовершеннолетний

Усвоение и закрепление социальных норм поведения

Учитывая современные условия формирования федеративных отношений, все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорных детей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, на федеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетных направлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающих решение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуется управление и функционирование системы социальной защиты населения, включающей меры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. На муниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи и детей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работу с семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другие мероприятия.

В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации: 1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов; 3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего; 4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решают как минимум две задачи: 1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний; 2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции.

Таким образом: 1) Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях - неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые её реализуют.

2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика - своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

(Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.).

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны - изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление её последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.