Рефераты. Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска






Пожилые граждане, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых граждан.

В семье пожилые граждане принимают на себя существенную часть забот со среднего поколения. Однако разгрузка среднего поколения за счет старшего не является основной необходимостью. В действительности интересы и потребности пожилых граждан отнюдь не ограничиваются семьей, детьми, внуками.

Снимая с детей нагрузку по дому, пожилые жертвуют здоровьем, досугом, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями. Особенность пожилых граждан заключается также в том, что они чаще других выступают как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией и психической неуравновешенностью. Слабость к алкоголю у пожилых лиц обусловлена тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе, окружающих, для пожилых граждан сняты.

При этом у пожилых граждан существует определенная мифология, вызванная психологическими установками. Среди них: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации.

Вместе с тем наблюдаются обратные реакции. Алкоголь приводит к гипертонии, ухудшает память, вызывает депрессии, может ухудшить работу пищеварительного тракта. Особо опасным является употребление алкоголя совместно с лекарственными препаратами.

Выявленные социально-психологические проблемы обследуемых пожилых граждан, которые представлены в Таблице 4, позволят разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.

Таблица 4 - Социально-психологические проблемы пожилых граждан

№№

Выявленные проблемы

1

проблема одиночества;

2

проблема занятости;

3

социально-экономическая;

4

проблема досуга;

5

проблема, связанная с ослабленным здоровьем пожилых граждан

6

проблема нравственных взаимоотношений

7

проблемы насилия со стороны социального окружения;

8

проблема общения с другими гражданами пожилого возраста;

9

проблема алкоголизации;

10

проблема адаптации пожилых граждан к новой социальной роли;

Таким образом, решение большей части проблем пожилых граждан мы видим в первую очередь в организации досуга и занятости пожилых граждан.

Далее была определена удовлетворенность пожилых граждан социальным обслуживанием, которая определялась по составленной нами анкете, состоящей из перечня предоставляемых услуг социальными учреждениями г.Белогорска, где надо было оценить по пятибальной шкале предоставленные услуги (Приложение Б).

Если услуга не предоставлялась, то анкетируемым предложено проставлять 0 баллов.

При обработке результатов были использованы модифицированные нами критерии уровня удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан, которые разработали В. В. Бахарев и К. Г. Свищев:

- высокий, если средний балл по всем услугам составил от 4 до 5 - социальное обслуживание признано хорошим;

- средний, если средний балл составил от 3 до 4 - социальное обслуживание признано удовлетворительным;

- низкий, если средний балл составил от 2 до 3 - социальное обслуживание признано неудовлетворительным;

Проведенное анкетирование показало неудовлетворительное социальное обслуживание. Не в полном объеме предоставляются социальные услуги. Это объясняется недостатком социальных работников и финансовых средств. Результаты проведенного анкетирования представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Результаты анкетирования по удовлетворенности предоставляемыми услугами

Наименование услуг

Балл

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

3,1

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

3,0

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

2,3

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

2,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

2,9

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

3,8

9) организация досуговых мероприятий

0,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

4,6

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

3,3

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

3,6

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

3,8

15) посещение больного в стационаре;

4,5

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

3,9

17) помощь в оформлении документов;

3,5

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

4,2

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

4,8

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

4,7

Средний балл удовлетворенности

2,9

Как видим из Таблицы 4, средний балл удовлетворенности 2,9 - это показатель низкого социального обслуживания. Анкетируемые жалуются, что работники бывают грубы, из-за большого количества обслуживаемых пожилых граждан отказываются иногда принести воды или дров, сходить в аптеку или магазин за промышленными товарами. Такие услуги, как помощь в ремонте жилья, реабилитационные и досуговые мероприятия не предоставляются совсем, хотя организация досуговых мероприятий помогло бы решить большую часть проблем пожилых граждан, так как в узком понимании досуг - это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и на отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни

Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан определялась путем сравнения нуждающихся в социальных услугах и фактического предоставления услуг. Показатель потребности в предоставляемых услугах определялся путем вычисления процента от общего перечня предоставляемых услуг учреждениями социального обслуживания. Точное хронологическое определение нуждаемости пожилых граждан дать не возможно из-за отсутствия разработанных методик определения этого показателя, как впрочем и показатель удовлетворенности предоставляемыми услугами. Анализ показал, что обследуемые пожилые граждане нуждаются в предоставлении почти всех услуг, за исключением социально-правовых, эти услуги предоставляются в полном объеме. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Таблица 6 - Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан

Наименование услуг

%

Выполн.

Нуждаемость

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

28,6

71,4

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

45,7

54,3

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

100,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

14,3

85,7

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

0,0

100,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

100,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

20,0

80,0

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

48,6

51,4

9) организация досуговых мероприятий

0,0

100,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

0,0

100,0

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

0,0

100,0

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

100,0

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

100,0

0,0

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

0,0

100,0

15) посещение больного в стационаре;

65,7

34,3

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

62,9

37,1

17) помощь в оформлении документов;

100,0

0,0

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

100,0

0,0

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

100,0

0,0

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

100,0

0,0

Средний балл удовлетворенности

49,3

55,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.