Рефераты. Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска






Главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать инвалида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определённой ситуации. Социальная работа в широком смысле - это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам пожилых граждан с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующие их физическому выживанию и в идеальном случае - сохранению их социальной активности/8/.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых граждан к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и социально проведённые исследования позволяют выделить несколько определённых стереотипов поведения пожилых граждан:

1 Активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от чужих, посторонних граждан;

2 Явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно больше количества услуг с стороны социальных работников, возложение на последних выполнение всех бытовых обязанностей;

3 Недовольство и неудовлетворённость своими жизненными условиями переноситься на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4 Социальный работник воспринимается как объект, который несёт ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведётся социальная работа в различных её видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него таких услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем пожилых граждан до такой степени сложно, что часто даже при самом большом желании без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установит, что определяет состояние пожилого человека - соматическое или психическое заболевание. Порою трудно определить, кто может оказать более полноценную и своеобразную помощь - гериатр или геронтопсихиатр. Тем более что это касается социальных работников, сфера деятельности которых очень широка. Даже при самой жестокой её регламентации перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность. Сообразительность в решении конкретных потребностях каждого пожилого человека, которого они принесли на социальное обслуживание. Социальные работники должны иметь универсальную подготовку во всех аспектах пожилого и старческого возраста. Основным же направлением в их практической деятельности по удовлетворению нужд и потребностей, беспомощных стариков должен стать психосоматический подход.

Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду в психологическом плане. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сёстры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых граждан необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Необходимо развитие геронтологической ориентации социальных служб и геронтологического профиля в подготовке социальных работников.

2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста

Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.

Управление социальным обслуживанием можно подразделить по другому признаку также на три подсистемы - управление государственной системой социальных служб (федеральный и региональный уровни); управление муниципальной системой социальных служб (местный уровень только в некоторых субъектах РФ); управление социальными службами иных форм собственности.

Организационные звенья системы социального обслуживания во многом определяются формой собственности и реальной возможностью через финансирование и материально-техническое, кадровое обеспечение оказывать влияние на становление и развитие учреждений социального обслуживания населения, превращение их в согласованный территориальный комплекс социальных служб.

Вопросы организации системы социального обслуживания населения нашли отражение в Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Основой системы социального обслуживания пожилого населения в соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения.

Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.

Финансовое обеспечение единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах.

Непосредственно на региональный уровень, т.е. на комитет (департамент, главное управление) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, возлагаются задачи координации и методического обеспечения деятельности муниципальных систем социальной защиты населения, разработка и последующая реализация региональных комплексных целевых программ социальной защиты населения, развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания специального профиля (для психохроников, бывших заключенных, бомжей и др.).

На региональном уровне, вопросы социального обеспечения, занятости трудоспособного населения, совершенствования социально-трудовых отношений находятся в ведении комитета (Главного управления) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие разных уровней системы социальной защиты может осуществляться как методическое (обмен опытом между различными субъектами, осуществление консультирования и т.п.), либо по вертикали исполнительной власти. Аналогично осуществляется взаимодействие региональных систем социальной защиты и головного Министерства (ныне - Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

В РФ накоплен значительный опыт организации социального обслуживания различных категорий граждан пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Показателен в данном отношении пример г. Москвы. На начало 2000 г. в столице насчитывалось 69 Центров социального обслуживания, в которых проводится оздоровительная работа, а в 48 оказываются и медицинские услуги: измерение давления и температуры, выдача лекарств, бесконтактный массаж. Кроме того, проводятся профилактическая гимнастика, беседы и лекции.

В Центре "Ярославский" работает фитобар, в "Басманном" ежедневно готовится коктейль из лекарственных трав. Значительное внимание работники Центров уделяют культурно-массовой работе. Проводятся мероприятия культурно-развлекательного характера: концерты, лекции, экскурсии. Успехом у пожилых граждан пользуются кружки - вязания, макраме, кулинарии, резьбы по дереву. Они охотно занимаются самодеятельностью, играют в шашки, шахматы.

В 5 Центрах открыты мастерские (в них по мере сил работает более 4500 человек). 34 Центра имеют свои библиотеки - около 2000 книг (посещают более 35 тыс. человек). Бесплатные парикмахерские услуги оказывают 22 Центра. Более 18 тыс. посетителей Центров социального обслуживания оказаны такие виды помощи, как ремонт обуви, одежды, швейные услуги. Многие воспользовались консультациями психолога и юриста, врачей. 65 Центров имеют отделения срочной социальной помощи

Также в Москве действует гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание", созданный в 1992 г. Для организации медико-социальной помощи старым людям, прежде всего, бывшим узникам ГУЛАГа, подавляющее большинство которых составляют больные и одинокие престарелые. Основной формой работы центра является медико-социальная помощь на дому.

С апреля 1997 г. в Краснодарском крае функционирует Семейный оздоровительный дом ветеранов "Евдокия". Он называется семейным, т.к. директор дома ветеранов считается главой семьи, а остальные - его "братья" и "сестры", и "оздоровительным" - это обязательное условие для такого заведения, т.к. в преклонном возрасте каждый является носителем целого комплекса болезней, а здесь избавляются от них по системам Шаталовой, Семеновой, Оганян М.В. и других авторов. На территории дома ветеранов имеются временные сооружения, арочный склад, подсобные помещения, офис, торговый павильон. В будущем планируем объявить сбор средств на постройку маленькой церкви. В уставе Дома планируется создание питомника для животных - бродячих собак и кошек - администрация предполагает, что это сможет приносить доход социальной службе.

В с. Лешуконском Архангельской области в 2001 г. открылся Дом ветеранов для временного проживания пенсионеров в зимний период. Здесь пожилым людям из отдаленных деревень района предоставляются отдельные комнаты с центральным отоплением и водопроводом, в здании имеются телефон и цветной телевизор. Кроме этого, пенсионеров регулярно будут посещать социальные работники. Расходы по содержанию социального приюта для пожилых взял на себя районный бюджет. В следующем году его планируется реорганизовать в Дом-интернат малой вместимости, где пожилые люди могли бы жить круглый год.

В г. Ишим имеются Муниципальное специализированное учреждение социального обслуживания населения "Забота" (6 отделений), два муниципальных Дома ветеранов для инвалидов, участников ВОВ, вдов и участников трудового фронта (на 190 квартир в целом).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.