Так, например, основными показателями, за которые несет от-ветственность главный агроном, являются:
- оптимальные сроки посевов и посадки сельскохозяйствен-ных культур;
- сжатые сроки уборки;
- снижение затрат на единицу продукции;
- качественное ведение лицевых счетов хозрасчетных под-разделений и др.
В качестве основных критериев работы главного экономиста хозяйства выдвигаются:
- своевременное и качественное составление и утверждение планов;
- анализ выполнения хозрасчетными подразделениями про-изводственных заданий;
- выполнение мероприятий для достижения показателей пла-нов;
- ежемесячный анализ производственных затрат и средств, выделяемых на оплату труда.
С учетом своевременного и качественного выполнения важ-нейших видов работ определяются размеры дополнительного за-работка и материального вознаграждения, которые выплачиваются после окончания работы (посева, сбора урожая, реализации про-дукции и др.).
Кроме текущего материального вознаграждения по определен-ным работам, контрактом предусматривается и поощрение по ито-гам года. Формы вознаграждения для всех руководителей и спе-циалистов практически одинаковые-
- премирование за результаты финансово-экономической деятельности,
- поощрение за внедрение научных достижений и передового опыта;
- вознаграждение за конкретную деятельность, обеспечив-шую прямой экономический эффект.
Фактическая сумма вознаграждения по итогам года определя-ется путем умножения прибыли на норматив ее отчисления на премирование (за вычетом из балансовой прибыли налогов и дру-гих обязательных платежей в бюджет за расчетный период, а также средств, направляемых на потребление в течение года - ре-зервных фондов и т.п.). Выплаты стимулирующего характера ру-ководителям и специалистам должны определяться соглашением сторон и согласовываться с трудовым коллективом. Нормативы расчета вознаграждения руководителям и специалистам могут пе-ресматриваться в зависимости от величины прибыли, инфляцион-ных процессов и по другим причинам. Условия пересмотра норма-тивов могут оговариваться в дополнительных соглашениях к кон-тракту, причем дополнительная оплата и премиальные могут не выдаваться в случае допущения просчетов, которые привели к снижению прибыли и рентабельности.
В дореформенный период оплата труда определялась в сов-хозах - Типовыми положениями и последующими дополнениями к ним Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС, в колхозах - Примерным ус-тавом и рекомендациями Советов Министров союзных республик. На основе этих документов каждое хозяйство разрабатывало свое Положение об оплате труда, которое согласовывалось с соответст-вующим профсоюзным комитетом и утверждалось ежегодно в сов-хозах вышестоящей организацией, а в колхозах - общим собра-нием (после согласования с Управлением сельского хозяйства райисполкома).
В новых условиях коллективные хозяйства и каждый пред-приниматель имеют право разрабатывать и использовать собствен-ную систему материального стимулирования и оплаты труда. Минсельхозпрод России подтвердил действие статьи 80 КЗОТа РФ для сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с ко-торой они имеют право самостоятельно определять систему оплаты труда (в том числе с применением трудодней), размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, с фикси-рованием их в коллективных и индивидуальных договорах. При этом обычно используется действовавшая и в дореформенный пе-риод система надбавок и доплат за классность, стаж работы и т.д.
На ряде сельскохозяйственных предприятий используется опыт зарубежных предпринимателей, избегающих применения многочисленных видов текущего премирования и устанавливаю-щих стабильный уровень заработков (как правило, на повремен-ной основе с установлением напряженного задания) и индивиду-альное премирование по итогам года из прибыли за трудовые дос-тижения. Практикуется также и такая форма стимулирования как бесплатное наделение работников акциями предприятия.
В реорганизованных и приватизированных предприятиях, ак-ционерных обществах и кооперативах их члены являются как на-емными работниками, так и совладельцами собственности. Поэто-му, кроме заработной платы, они должны получать и дивиденды по капиталу (ежеквартально, раз в полгода или в год). Источни-ком для их выплаты является часть чистой прибыли, оставшаяся после отчислений от балансовой прибыли платежей государству, отчислений на расширенное воспроизводство и социальное разви-тие, образование фонда материального поощрения и резервного фонда. Соотношение между средствами, направляемыми на оплату труда, на прирост капитала и на выплату дивидендов определяют-ся в каждом хозяйстве самостоятельно.
В фермерских хозяйствах используются как традиционные тарифные сетки, так и Единая тарифная сетка. В последнем слу-чае диапазоны разрядов рабочих колеблются от первого до вось-мого. В фермерском хозяйстве оплата труда наемного работника осуществляется на основе индивидуального договора, но размер ее - при выполнении норм труда - должен быть не ниже мини-мальной заработной платы, установленной Правительством РФ на данный период. Таким образом, нижний уровень социальных га-рантий устанавливается КЗОТом, а верхний - на предприятии, в зависимости от его хозяйственно-финансовых возможностей. Де-нежные затраты по применению льгот и гарантий, предусмотрен-ные законодательством, включаются в себестоимость продукции, а выплачиваемые сверх этих норм - идут за счет чистой прибыли хозяйства.
Гарантированным является, в частности, ежегодный оплачи-ваемый отпуск, установленный для работников сельского хозяй-ства в размере 24 рабочих дней (при 6-дневной рабочей неделе), или четырех календарных недель. При заключении договоров мо-гут устанавливаться дополнительные отпуска за тяжелые условия работы, ненормируемый рабочий день и т.д. Выплачиваемый при этом средний заработок определяется, как правило, исходя из за-работной платы, начисленной за предшествующие 12 календарных месяцев. Возможно начисление среднего заработка исходя из трех последних месяцев, но в любом случае учетный период и порядок исчисления должны быть едиными для всех работников предпри-ятия и отражены в коллективном договоре.
Среди факторов, оказывающих наибольшее воздействие на определение уровня оплаты труда на предприятии, главное место занимает динамика производственных издержек и производитель-ности труда. Однако решающую роль при этом играют общеэко-номические условия макросреды, в которых функционирует это предприятие. Так, вследствие постоянно ухудшающихся условий товарообмена для сельскохозяйственных предприятий постепенно сокращавшийся в дореформенный период разрыв в уровнях опла-ты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производ-стве и в других отраслях, в 90-е годы постоянно увеличивается. Так, среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственном производстве в 1990 году составляла 95,4% от средней оплаты в народном хозяйстве, в 1995 году она снизилась до 46,7%, т е. в 2,1 раза, а по сравнению с другими отраслями экономики - в 2,4- 3,5 раза. Совокупный доход сельского жителя в настоящее время в среднем составляет менее 60% к городскому уровню, по сравне-нию с 87% в 1990 году. С 1990 по 1997 год доля оплаты труда в доходе сельских работников снизилась с 2/3 до 2/5, то есть пре-обладающая часть дохода стала поступать от ведения личного подсобного хозяйства и от частной коммерческой деятельности.
Такая заработная плата не может выполнять стимулирующую роль, поскольку в настоящее время ее уровень в среднем по сель-скохозяйственным предприятиям стал ниже среднего размера пен-сий в стране. Причем в отдельных регионах и областях снижение заработной платы в сельском хозяйстве намного значительнее, что подрывает ее значение как основного стимула добросовестного труда.
Заключение
14. Экономика сельского хозяйства. Учебник для вузов. / Под ред. Добрынина В.А. - М.: Агропромиздат, 1990.
15. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ, 1995.
Статьи (периодические издания)
1. Абалкин Л. Перспективы экономики России на исходе XX века // Экономист. 1996. № 12.
2. Серова Е. Особенности государственной поддержки аг-рарного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. .№ 7. С. 88-100.
3. Семенов А. Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист. 1995. № 2. С. 24-34.
4. Строев Е. Корректировка экономических реформ и новая концепция бюджетной политики // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 77-89.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5