Рефераты. Инновационная привлекательность сельскохозяйственного производства Калужской области






Наиболее важной характеристикой сущности инновационной привлекательности заключается в том, что развитие идет по своим собственным закономерностям, которые выражаются в определенном распределении ресурсов, условий и видов деятельности и их интеграции в научно-производственном процессе, в рамках которого обеспечивается создание научных знаний, материализация их в определенные нововведения (новая техника, технология, приемы и методы организации производства, сорта, породы животных и др.), позволяющие реализовать и использовать их при производстве конкретного вида продукции, созданные впервые на основе научно-технических знании и имеющие самостоятельное практическое применение.

Социально-экономическая сущность инновационной привлекательности, по мнению ученых экономистов Е.С. Оглоблина, П.Н. Рыбалкина и др., состоит в том, что использование результатов инновационной деятельности непосредственно в аграрном производстве, у потребителя обеспечивает получение определенного экономического и социального эффекта, и в итоге создаются материальные предпосылки для эффективного ведения и развития производства.

Функциональная сущность инновационной привлекательности состоит в устранении разности состояния новейшего научно-технического знания и практики производства.

Освоение инноваций способствует:

- интеллектуализации трудовой деятельности в аграрном производстве, повышению его наукоемкости;

- достижению высокого технологического уровня производства,
расширению ассортимента, улучшению качества, конкурентоспособности производимой продукции;

- эффективному использованию всех видов ресурсов;

- улучшению условий труда;

- снижению загрязнения окружающей среды;

- воздействию на структуру воспроизводства в АПК в соответствии с изменяющимися потребностями и внешней средой.

Освоение инноваций в сельском хозяйстве -- это процесс, направленный на возрастание объема и уровня применяемых знаний, а также количества и качества применяемой в аграрном производстве новой техники, технологий, новых материалов (например, удобрений, средств защиты), новых сортов, пород животных.

Освоение инноваций как процесс развития аграрного производства на основе применения научно-технических знаний и создаваемых на их основе нововведений, включает в себя ряд взаимосвязанных организационных этапов, к которым относятся:

1) развитие научно-технического потенциала; 2) освоение производства новой продукции (новых сортов т.п.); 3) внедрение новой техники и технологий в производство; 4) распространение и использование новой техники, технологий, сортов, пород и т.п.

Развитие научно-технического потенциала осуществляется путем укрепления материально-технической базы, кадров научно-технических (научно-исследовательских, проектно-конструкторских и опытно-производственных) организаций и расширения системы знаний.
Получение новых знаний и разработка новых продуктов, технологий, машин и оборудования, как этап выполнения научных исследований и разработок, результатами которых являются различные виды научных публикаций и научно-технической документации по созданию, организации производства и практическому применению результатов научных разработок в отраслях производства. Началом и окончанием этого этапа работ по каждой научной разработке служат соответствующая документация на выполнение НИОКР и акта сдачи-приемки по производству и использованию созданной научно-технической продукции. Все работы рассматриваемого этапа выполняются в основном в научных организациях, а работы последующих этапов - в сфере производства.

На этапе освоения происходит материализация научно-технических знаний в определенной системе машин, продукции, соответствующей технологии. Освоение инноваций, по мнению ученых Е.С. Оглоблина, Г.С. Прокопьева, Г.А. Полунина, выступает как внедрение результатов научно-технических разработок в производство, и включает: во-первых, индивидуальное производство новых видов изделий (продукции), необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий (промышленного образца), сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов; во-вторых, достижение проектной мощности и объема использования научно-технического новшества; в-третьих, достижение проектной социально-экономической эффективности нововведения.

Масштабы распространения и использования новшеств в любой отрасли экономики характеризуются существующим технико-экономическим уровнем производства, удельным весом прогрессивной техники, высококачественной продукции в общем объеме ее производства.

Рассмотренные этапы являются типичными и для отраслей сельского хозяйства (П.А. Андреев, Э.И. Крылов, Е.С. Оглоблин, Г.С. Прокопьев и др.), хотя продолжительность освоения, характер видов инноваций, используемых в сельском хозяйстве имеют отраслевую специфику. Каждый из этапов характеризуется самостоятельностью, особыми формами управления, организации и выполнения работ, составляющих ее содержание.

1.2 Инновационная стратегия Калужской области

Миссия (генеральная цель) инновационной стратегии - устойчивое экономическое развитие Калужской области на основе использования ее научно-технологического потенциала.

Выполнение миссии инновационной стратегии определяется достижением следующих целей:

Обеспечить значительный рост новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями Калужской области.

Стать одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов, базирующихся на эффективной стратегии создания и использования знаний.

Создать условия для развития существующих и создания новых инновационных компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона. Обеспечить рыночную ориентацию научных организаций региона.

Целевыми индикаторами реализации инновационной стратегии являются:

Устойчивый рост внутренних затрат региона на исследования и разработки: до 2% от общего объема областного бюджета Калужской области в 2010 году и до 3-5% в 2015 году соответственно;

Увеличение объема средств из внебюджетных источников в затратах на НИОКР по отношению к средствам направляемым на эти цели из федерального, областного и муниципальных бюджетов: до 55% в 2010 году и до 60-70% в 2015 году соответственно;

Рост притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 40 лет к 2010 году должен увеличится до 35% и до 45-50% к 2015 году.

Устойчивый рост инновационных предприятий: ежегодный прирост предприятий занятых в инновационной сфере составит не менее 10% в год;

Повышение инновационной активности в экономике региона: удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций Калужской области достигнет к 2010 году 15-20% и 25-30% к 2015 году.

Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции к 2010 году составит 15% и 20-25% в 2015 году.

1.3 Конкурентные преимущества Калужской области

Выбор инновационного пути развития Калужской области, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ Калужской области.

Важным конкурентным преимуществом региона является наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях Калужской области. Высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым специальностям для ведения высокотехнологичного бизнеса.

При определении приоритетов инновационного развития следует руководствоваться критериями:

- мировой новизны;

- технологических потребностей российской и региональной экономики, самых насущных целей;

- наличия фундаментальных, изобретательских, конверсионных заделов и возможностей их реализации, освоения новых рыночных ниш социально-экономической эффективности (с учетом фактора времени).

В последние годы наблюдается положительная динамика деятельности малых и средних инновационных предприятий. Налицо большие потенциальные возможности для их развития. Малые и средние инновационные предприятия имеют хороший кадровый потенциал (научный, инженерно-технический). На их базе сформировалась начальная предпринимательская культура.

Ряд крупных компаний региона, динамично развивающихся, начинают формировать спрос на инновационную продукцию. Например, ОАО «Тайфун», ФГУП НИФХИ, ГНЦ РФ ФЭИ, МРНЦ РАМН, ОАО «КТЗ», ОНПП «Технология», ФГУП КНИИТМУ и т.д.

Важным фактором для успешной реализации инновационной стратегии в Калужской области является последовательная политика региональных органов власти по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В настоящее время инновационная инфраструктура демонстрирует положительную динамику в своем развитии и интеграционные тенденции.

Инновационная стратегия Калужской области состоит из 5 приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации Инновационной стратегии:

1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций.

2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.

3.Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).

4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.

5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.

Первые три приоритета определяют целевые группы воздействия инновационной стратегии. Четвертый и пятый приоритеты создают основу для реализации инновационной стратегии. Таким образом, все приоритеты, рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение миссии и целей инновационной стратегии.

2. Состояние сельского хозяйства Калужской области

2.1 Общее состояние сельского хозяйства Калужской области

Агропромышленное производство, являясь важнейшим сектором экономики Калужской области, представлено отраслями и предприятиями различных форм собственности и хозяйствования по производству сельскохозяйственной продукции, закупкам, хранению и промышленной переработке, сервисному обслуживанию, информационному и научному обеспечению. Потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.