Известно, что для устойчивого рыночного развития молочно-продуктовый подкомплекс Республики Беларусь должен быть в преобладающей мере экспортоориентированным. Только таким образом возможно воссоздать необходимый потенциал конкурентности не только на внешнем рынке, но и на внутреннем, что особенно важно, поскольку угроза вытеснения отечественного АПК происходит не только на внешнем рынке, но уже и на внутреннем экономическом пространстве. Следовательно, генеральная и долгосрочная стратегия региональной группы «Юг Минской области» молочно-продуктового подкомплекса должна состоять в ориентации на безупречное качество продукции. Тактическая же политика должна быть гибкой и дифференцированной, нацеленной преимущественно на традиционные рынки, в первую очередь Республики Беларусь.
В настоящее время продукция молочной отрасли реализуется в основном по прямым связям между предприятиями-производителями и торгующими организациями, либо с участием торговых посредников. Возникновение подобного рода взаимоотношений при переходе к рыночным условиям экономически вполне оправдано. Однако пока не отработан действенный механизм их функционирования, и при нерегулируемых товарных потоках и недостаточности рынка продовольствия это ведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении продуктов питания, особенно в период кризиса и депрессии в экономике республики. Именно такое положение сложилось с продовольствием в целом и молочными продуктами в частности.
Природные условия республики позволяют при каждой молочной ферме иметь высокопродуктивные пастбища из расчета 0,5 га на корову. В системе зеленого конвейера это гарантирует получение только за летний сезон до 2,0 - 2,5 тыс. кг молока на корову и высокую окупаемость затрат, в 1,5 - 2 раза превышающую сложившийся уровень.
Наращивание производства молока, повышение эффективности отрасли требует направленной работы по созданию во всех хозяйствах высокопродуктивных молочных стад, увеличению удельного веса чистопородных коров. В этой связи целесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие факторы их потенциального развития. Одновременно на качественно более высоком уровне должна вестись повседневная работа по выращиванию ремонтного молодняка в хозяйствах и их специализированных подразделениях. Здесь необходимо строгое соблюдение комплекса условий, обеспечивающих достаточное и полноценное кормление молочного стада и воспроизводственного молодняка.
Таким образом, сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке молока и молочных продуктов на современном этапе определяется наращиванием объемов производства, повышением эффективности функционирования всех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованием экономического механизма, регулирующего их взаимоотношения.
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА КПУП «ГМЗ № 3»
2.1 Характеристика КПУП «ГМЗ № 3»
Минский городской молочный завод № 3 введен в строй в декабре 1983 г. Вначале завод осуществлял финансово-хозяйственную деятельность в качестве структурной единицы Минского городского производственного объединения молочной промышленности. Начиная с 1 февраля 1989 г. выделился в самостоятельное предприятие. С 1 декабря 1993 года заключен договор об арендных отношениях с Управлением сельского хозяйства и продовольствия Мингорисполкома.
27 декабря 1993 года Минский гормолзавод № 3 был преобразован в арендное предприятие «Минский молочный завод № 3». Решением Минского облисполкома № 90 от 02.12.96 года арендное предприятие «Минский городской молочный завод № 3» было передано в собственность Минской области и вошло в состав Минского государственного производственного объединения «Мясомолоко».
Решением Минского облисполкома и Минского горисполкома № 722/1544 от 16.10.2002г. ГМЗ № 3 был передан с 1.11.2002 г. в коммунальную собственность Минского горисполкома и переименован в КПУП «ГМЗ № 3». Права по управлению предприятием были делегированы КУП «Минскгорпищепром».
Юридический адрес: 220070, г. Минск, ул. Солтыса, 185.
Вышестоящая организация: Коммунальное унитарное предприятие «Минскгорпищепром».
Орган отраслевого управления: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Основные виды деятельности предприятия: производство пищевых продуктов; переработка молока и производство сыров; оказание услуг по хранению и переработке сырья; оптовая и розничная торговля
КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. В ограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др. кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр «Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез «Славянский», пудинги и другие молочные десерты. В результате техперевооружения освоено производство творога зерненого «Жемчужинка», творога «Околица» нежирного, 5,9 % жирности, фасованного в вакуумную упаковку, сыра полутвердого «Околица», сырков глазированных. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет около 130 наименований.
На основании отчета о прибылях и убытках (приложение А) проведем анализ основных показателей деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг. (таблица 1).
Таблица 1. Основные показатели деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг.
Показатели
2006г.,
млн. руб.
2007г.,
Отклонение от прошлого периода
в стоимостном выражении
в %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
129147
153904
+24757
119,2
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг
10189
10564
+375
103,7
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)
118958
143340
+24382
120,5
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг
92390
103692
+11302
112,2
Управленческие расходы
-
Расходы на реализацию
2743
3371
+628
122,9
Прибыль (убыток) от реализации
23825
36277
+12452
152,3
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
-19
1026
+1045
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
-5221
-5519
-298
Прибыль (убыток) за отчетный период
18585
31784
+13199
171,0
Налог и сборы, производимые из прибыли
6961
10790
+3829
155,0
Расходы и платежи из прибыли
14
12
-2
85,7
Сумма льгот по налогу на прибыль
Прибыль (убыток) к распределению
11610
20982
+9372
180,7
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 24382 млн. руб. (или на 20,5 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 11302 млн. руб. или на 12,2 %), расходов на реализацию на 628 млн. руб. Прибыль от реализации КПУП «ГМЗ № 3» увеличилась по сравнению с 2006 г. на 12452 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов увеличилась по сравнению с 2006 г. на 1045 млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов уменьшилась по сравнению с 2006 г. на 298 млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг. является прибыль, по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 13199 млн. руб., темп роста составил 171,0 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли увеличились на 3829 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли уменьшились на 2 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 9372 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7