Углублять анализ необходимо по каждому фактору в отдельности. Себестоимость продукции животноводства складывается из следующих затрат:
1. Зарплата с отчислениями.
2. Корма.
3. Средства защиты животных.
4. Работы и услуги.
5. Затраты по содержанию основных средств
6. Прочие основные затраты.
7. Затраты по организации и управлению производством.
Таблица 11
Влияние затрат и продуктивности на отклонение фактической себестоимости продукции скотоводства от плановой в отчетном году
Вид продукции
Вал. прод. в отч. г.
Затраты на 1 гол., руб.
Продуктивность 1 гол., ц
Себестоимость 1 ц, руб.
Общее откл.
В т.ч. за счет измен.
затрат
Продукт.
план.
факт.
расч.
на 1ц руб.
Всего тыс. руб.
Прирост свиней
396
20445,5
7721
1,03
0,6
19850
12868
34075
-6982
-2764
-21207
-8398
14225
5633
Произведенные расчеты показывают, что затраты на 1 гол. прироста свиней по плану составили 20445,5 руб., а фактически 7721 руб., то есть на 1272,4 руб. меньше, чем было запланировано. Продуктивность от 1 гол. по плану 1,03 ц, а фактически 0,6 ц, то есть на 0,43 ц меньше, чем запланировано. Себестоимость 1 ц продукции по плану 19850 руб., а фактически 12868 руб., то есть на 6982 руб. меньше, чем запланировано. Общее отклонение на 1 ц продукции составляет -6982 руб., а всего отклонения составили -2764 тыс. руб. В том числе за счет изменения затрат отклонения увеличились: на 1 ц продукции на 21207 руб., всего на 8398 тыс. руб. За счет изменения продуктивности отклонения уменьшились: на 1 ц продукции на 14225 руб., всего на 5633 тыс. руб. Все это говорит о том, что себестоимость 1 ц продукции на предприятии ниже, чем запланировано, то есть и прибыли будет получено больше.
Таблица 12
Анализ себестоимости 1 ц прироста свиней
Статьи затрат
По плану
Фактически
Отклонения от плана (+, -)
руб.
струк-ра, %
струк-ра,%
А
1
2
3
4
5
6
Зарплата с начислениями
2402
12,1
3371
26,2
969
14,1
Корма
7086
35,7
3088
24
-3998
-11,7
Средства защиты животных
1489
7,5
798
6,2
-691
-1,3
Работы и услуги
2144
10,8
2342
18,2
198
7,4
Затраты по содержанию осн. ср-в
1707
8,6
656
5,1
-1051
-3,5
Страховые платежи
675
3,4
515
-160
Прочие прямые затраты
2898
14,6
1029
8
-1869
6,6
Затраты на организацию и управление производством
1449
7,3
1069
8,3
-380
Всего затрат на 1 ц, руб.
100
X
Данная таблица показывает нам, что фактическая заработная плата с начислениями выше, чем по плану на 969 руб. или на 14,1 %. На корма фактические затраты меньше, чем запланированные на 3998 руб. или на 11,7 %. На средства защиты животных фактически затрачено меньше, чем запланировано на 691 руб. или на 1,3%. На работы и услуги фактических затрат больше, чем было запланировано на 198 руб. или на 7,4 %. Фактических затрат по содержанию основных средств меньше, чем было запланировано на 1051 руб. или на 3,5 %. Фактических затрат на страховые платежи меньше, чем запланировано на 160 руб. или 0,6 %. Прочих прямых затрат фактически использовано меньше, чем было запланировано на 1869 руб. или на 6,6 %. Затрат на организацию и управление производством фактически использовано меньше, чем по плану на 380 руб. или на 1 %. Всего затраты на производство 1 ц продукции фактически составили 12868 руб., а по плану 19850 руб. Это говорит о том, что предприятие получит прибыль, так как фактическая себестоимость намного ниже, чем по плану.
6. Анализ рентабельности производства
Рентабельность - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятия. Оно считается рентабельным, если выручка, полученная от реализации продукции, покрывает все затраты на производство и реализацию и образует сверх того накопления. Каждое хозяйство заинтересовано в повышении рентабельности производства. Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее производство. Рентабельность отражает все стороны работы хозяйства: специализацию и уровень интенсивности, использование основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и производительности труда и снижение себестоимости продукции.
При анализе хозяйственной деятельности важное значение имеет исчисление уровня рентабельности. При этом применяют два основных показателя: уровень рентабельности реализованной продукции (норма рентабельности) и уровень общей рентабельности (норма прибыли).
Таблица 13
Финансовые результаты от реализации продукции свиноводства
Вид прод.
кол-во, ц
с/б тыс. руб.
выруч. от реализ., тыс. руб.
приб. или убыток, тыс. руб.
рен- таб., %
кол- во, ц
приб., убыт., тыс. руб.
рент., %
7
9
10
Свиньи на мясо
970
7274
4850
-2424
-33
611
6702
4658
-2044
-30
Данные расчеты показывают, что фактическое количество реализованной свинины на мясо меньше, чем было запланировано на 359 ц. Фактическая себестоимость также меньше, чем планировали на 572 тыс.руб. Выручки также было получено меньше, чем планировали на 192 тыс.руб., но при этом убыток на 380 тыс.руб. меньше, а уровень убыточности на 3% сократился.
Финансовым результатом от реализации продукции является прибыль или убыток. На размер прибыли от реализации отдельных видов продукции оказывают влияние 3 комплексных фактора:
1. Объем реализованной продукции;
2. Цена реализации;
3. Себестоимость 1 ц.
Рассмотрим как эти факторы повлияли на финансовый результат от реализации продукции свиноводства.
Таблица 14
Анализ влияния факторов на результаты реализации продукции
№ п/п
Показатели
План.
Факт. объем реализ. по план. с/б и ценам
Факт.
Отклон. от плана (+, -)
1.
Полная себестоимость реализованной продукции
4582
-572
2.
Выручка от реализации
3055
-192
3.
Прибыль (убыток) от реализации
-1527
4.
Прибыль от реализ. на 100 руб. выручки
50
44
-6
5.
Отклон. от план. прибыли за счет изменения:
а) кол-ва реализ. прод.
897
б)структуры реализ. прод.
в)с/б реализ. прод.
-2120
г) реализационных цен
1603
Из данной таблицы мы видим, что фактическая полная себестоимость реализованной продукции меньше, чем планировали на 572 тыс.руб. Полученная выручка от реализации меньше, чем по плану на 192 тыс.руб. Убыток тоже уменьшился на 380 тыс.руб., что не мало важно для предприятия. Убыток от реализации на 100 руб. выручки также уменьшился на 6 тыс.руб.
Фактически сумма убытка по сравнению с планом уменьшилась на 380 тыс. руб. При этом уменьшение убытка в основном связано со снижением себестоимости прироста свиней фактически по сравнению с планом. Объем реализованной продукции свиноводства сократился и сумма убытка возросла на 897 тыс.руб. Реализационные цены на свинину фактически оказались ниже запланированных и сумма убытка поэтому увеличилась на 1603 тыс.руб.
Выводы и предложения
Из данной курсовой работы мы видим, что прирост свиней фактически меньше, чем запланировано на 524 ц , по сравнению с базисным годом меньше на 451 ц по сравнению с прошлым годом меньше на 179 ц. По выходу валовой продукции предприятие не выполняет план, хотя и фактическое поголовье больше, чем по плану на 36 гол., но продуктивность 1 гол. меньше на 0,9ц. План поголовья свиней на конец года в колхозе не выполняется так, как фактически голов свиней меньше на 407 гол. Поросят полученных от 1 свиноматки в отчетном году фактически меньше, чем запланировано на 6 гол. также и годовой прирост 1 гол. свиней фактически на 0,43 ц меньше. Затрат труда на производство 1 ц продукции фактически выше, чем по плану на 20,1чел-час., а по сравнению с СПК «Родина» на 22,7 чел-час. меньше. Себестоимость 1 ц продукции свиноводства по плану выше, чем фактически на 6982 руб. По сравнению с другими годами увеличилась, но не значительно, а по сравнению с СПК «Родина» меньше. Фактическая себестоимость ниже от того, что затрат больше, а продуктивность ниже. Финансовый результат от реализации свиней на мясо не совсем удовлетворителен, так как количество реализуемой продукции фактически меньше, чем по плану на 359 ц и хотя себестоимость ниже, выручка меньше. Но не смотря на это убыток уменьшился на 380 тыс.руб., а уровень убыточности на 3 % сократился.
Чтобы успешно справиться с задачами дальнейшего увеличения производства продукции свиноводства, необходимо своевременно выявлять и использовать резервы ее роста.
Важнейшим направлением повышения рентабельности производства свинины является увеличение продуктивности животных и снижения себестоимости продукции на основе широкого использования интенсивных технологий.
В условиях рыночной экономики очень важно перевести существующие комплексы и свинофермы на интенсивную технологию с законченным циклом производства свиней и использованием собственных кормов. Только так можно обеспечить рентабельность и конкурентоспособность свиноводческой продукции.
Непременным условием эффективного ведения свиноводства является племенная работа. Главная задача племенной службы - совершенствование пород и повышение продуктивных качеств маточного стада. Племенная работа включает следующие элементы: отбор и оценку ремонтных свинок, выбор хряков для чистопородного разведения и скрещивания, организацию индивидуального подбора на племенной ферме и группового - в промышленной части стада. Основное назначение племенной фермы - давать молодняк для ремонта стада.
Одним из факторов интенсификации свиноводства является комплексная механизация основных производственных процессов на фермах, позволяющая не только резко повысить производительность, но и намного улучшить условия труда на рабочих местах исполнителей.
Экономическая эффективность отрасли свиноводства во многом зависит и от организации воспроизводства стада, интенсивности использования маток и хряков как основных средств производства и равномерности получения свинины по сезонам года.
Одним из путей снижения убыточности и стабилизации производства продукции свиноводства является применение маркетинговых методов. Для этого необходимо изучить, во-первых, платежеспособный спрос, чтобы сформировать портфель заказов на продукцию по основным показателям, во-вторых, оценить возможные объемы реализации по другим каналам. По результатам анализа полученных данных формируется производственная программа.
Существующие каналы сбыта не гарантируют получения прибыли. Поэтому необходимо выделять централизованные дотации для обеспечения безубыточного производства всем нормально работающим хозяйствам. Вместе с тем производители продукции свиноводства должны постоянно расширять прямые связи, обеспечивающие ее сбыт без посредников. Это позволит повысить средние цены реализации и получить большую массу прибыли или минимизировать убытки. В качестве таких каналов могут выступать колхозные рынки, розничные магазины, в том числе собственные торговые точки.
Перспективный канал реализации - сеть оптовых продовольственных рынков. Оптовые рынки целесообразно создавать двух типов: по продаже мяса и мясопродуктов и по продаже скота.
В любом случае отрасли необходима государственная поддержка.
Список использованной литературы
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. М.: ЭКМОС, 1998.
2. Минакова И.А. Экономика сельского хозяйства. М.: Колос, 2002.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Минск, : Новое знание, 2007.
4. Фудина А.В. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: Агропромиздат, 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5