Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.
2.11 Формы осуществления организованной преступностью контроля за объектами экономики и территориями
|Формы осуществления организованной |Ответы сотрудников|Ответы работников | |преступностью конроля за объектами |МВД (в %) |хозяйствующих | |экономики и территориями | |субъектов (в %) | |Вымогательство с руководителей | | | |предприятий и организаций денежных |9 |25 | |средств или материальных ценностей | | | |Принуждение к совершению сделки | | | |через членов организованных | | | |преступных групп (ОПГ) либо через |29 |34 | |подконтрольные им коммерческие | | | |структуры | | | |Совершение незаконных хозяйственных | | | |операций (преступлений) через | | | |созданные ОПГ фиктивные | | | |лжепредприятия (предприятия, |44 |43 | |прекращающие деятельность после | | | |совершения 1-2 хозяйственных | | | |операций) | | | |Скупка акций предприятий или самих |47 |44 | |предприятий на преступные доходы | | | |Внедрение путем насилия или обмана | | | |«своих людей» на ключевые посты в |19 |14 | |предприятия, отрасли хозяйственной | | | |деятельности | | | |Осуществление контроля территории | | | |путем объединения отдельных | | | |преступных групп, управляемых из | | | |одного центра и совершающих |11 |10 | |различные преступления, незаконные | | | |доходы от которых используются | | | |лидерами организованной преступности| | | |Осуществление контроля | | | |организованными преступными группами| | | |с участием представителей органов | | | |государственной власти, органов |17 |40 | |муниципального самоуправления или | | | |сотрудников правоохранительных | | | |органов | | | |Осуществление контроля посредством | | | |использования частных охранных |7 |16 | |предприятий и служб безопасности | | |
Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным формам контроля относятся:
. принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими структурами;
. скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;
. совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.
В последнее время организованная преступность для установления контроля над предприятиями осуществляет следующие действия: скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом латентности эта цифра достигает 70%); использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности; более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры; осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.
Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля за предприятиями, в том числе за банками.
В сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.
Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся "свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В последующем при использовании организационных структур этого банка осуществляются массированные финансовые махинации.
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время организованная преступность для контроля над высокодоходными предприятиями осуществляет следующее: стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью; с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.
Для проведения подобных действий организованная преступность активно использует представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности. Это направление деятельности организованной преступности свойственно ее высшим, элитным слоям.
Другое направление связано с осуществлением организованной преступной деятельности при совершении экономических преступлений. Оно характерно для более низших слоев организованной преступности.
2.12 Региональные особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики
Основными очагами деятельности преступных сообществ остаются Центральный, Приволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский регионы.
Рассмотрим особенности такой деятельности в сфере экономики этих регионов.
В Центрально-Черноземном регионе возрастает количество мошенничества, незаконного предпринимательства, взяточничества.
Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых входят лидеры ОПГ или их ставленники. Руководители отдельных акционерных обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности. Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со стороны чиновников властных и исполнительных органов.
В пяти из шести областях Приволжского региона отмечен рост преступных посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы ОПГ распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность.
Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе наносит деятельность организованных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации (отмывания) грязных денег.
Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с различием систем уголовного правосудия России и Казахстана.
В Восточно-Сибирском регионе сферами интересов субъектов организованной преступной деятельности являются незаконный оборот алкогольной продукции, топливно-энергетический комплекс, нецелевое использование бюджетных средств.
Дальневосточный регион традиционно развивался за счет оборонных объектов (авиа - и судостроительные заводы, военно-морские базы и иные объекты оборонного назначения), в экономике преобладали отрасли энергетики и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов.
Для этого региона характерны наиболее устойчивые организованные преступные сообщества: "воровской общак" численностью до 1 800 человек; группировки криминальных "спортсменов" - до 200 человек; этнические группировки, в том числе чеченские - до 140 человек, азербайджанские - до 190 человек, корейские - до 16 человек. В последнее время наблюдается рост преступности граждан КНР. Заселение Дальнего Востока России китайцами приобретает стихийный характер. Эта "экспансия" грозит поставить под угрозу истребляемую флору и фауну региона, его морские и лесные ресурсы.
Процессы, происходящие в преступной среде, свидетельствуют о наличии у ОПС постоянно расширяющихся устойчивых межрегиональных и международных связей с организованной преступностью Японии, Южной и Северной Кореи, Китая (не только северных, но и южных провинций, имеющих оффшорные зоны), США.
Анализ складывающейся в регионе обстановки свидетельствует о тенденции к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере, незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции рыбодобывающей и лесной промышленности.
Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе. Увеличивается ее интеграция в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов.
Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская области).
В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения безопасности своей преступной деятельности ОПС устанавливают связи с представителями органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. В настоящее время наблюдается тенденция к постепенному переходу коммерческих структур, контролируемых ОПС, от теневой к легальной экономической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12