В зависимости от роли, которую в процессе хищения выполняют работники завода, они подразделяются на две основные группы:
- лица, непосредственно работающие с драгоценными металлами. К ним относятся приемщики драгметаллов, которые получают и хранят поступающее сырье (шлих, самородки и т.д.); плавильщики; аппаратчики участка электролиза. Эти лица прячут похищенный драгметалл в промежуточные тайники: бачки в туалетах, лестничные и подлестничные пролеты, щели в колоннах, стенах, возле лифтов, в полостях производственного оборудования;
- работники вспомогательного персонала - электрики, сантехники, слесари- ремонтники, строители, работники других служб (ОТК, режима, лаборатории и т.д.). Данная категория работников имеет доступ в производственные помещения завода, а в ночное время и выходные дни остается без контроля. Лица, работающие в ночное время и выходные дни, подыскивают или пробивают отверстия (проломы, щели) в стенах. По указанию руководителя группы забирают похищенный металл из промежуточного тайника и прячут в основной тайник. После того как в тайнике собрано необходимое количество золота (от 3 до 30 кг), в строго определенное время выбрасывают золото через отверстие, дыру в стене, пролом в локальную зону.
В ряде случаев имела место определенная универсализация (совмещение функций), т.е. одно лицо (аппаратчик или плавильщик) и похищал металл, и выбрасывал его. Этому в немалой степени способствовало то, что в период массового поступления металла использовались дополнительные производственные помещения, где отсутствовал видеоконтроль, либо в период недогрузки производственных мощностей эти лица использовались в качестве вспомогательного персонала (для уборки мусора, ремонта и т.д.), т.е. контроль за ними ослабевал.
2.8.4 Вынос похищенного золота за пределы предприятия
На начальном этапе работы Приокского завода цветных металлов вынос золота из основного производства практически не представлял сложности для преступников. Этому способствовало то, что здание цеха, где производится аффинаж золота и серебра, было построено по проекту, абсолютно не соответствующему требованиям и условиям сохранности драгоценного сырья. Производственный корпус состоит из четырех блоков высотой от 2 до 5 этажей, длиной свыше 100 м каждый, приемные кладовые, плавильные отделения, участок электролиза расположены в разных блоках, пути перевозки металла составляют 100-150 м. Вследствие того что здание строилось с участием так называемых "химиков", качество строительно-монтажных работ было крайне низким: стены зияли десяткам незаделанных отверстий, щелями между панелями и блоками фундаментов, часть панелей была заменена кирпичной кладкой толщиной в 1-1,5 кирпича. Используя это обстоятельство, члены ОПГ в ночное время или в выходные дни, когда в цехе отсутствовал основной персонал, выискивали щели либо, выбивая кирпичи, легко проделывали дыру, маскируя ее глиной и краской. В ходе расследования основная часть таких отверстий была обнаружена в углах помещений за колоннами на высоте 6-18 м, за шахтами грузовых и пассажирских лифтов на высоте от 6 до 10 м, на уровне земли или под отмосткой на глубине 10-15 см.
Преступления осуществлялись следующими способами: V используя то обстоятельство, что по всему периметру здания были установлены большие оконные блоки, под рамами легко пробивались отверстия, в которые можно было протолкнуть золотые полосы, штанги, ушки, матрицы; V в верхних частях оконных рам (обычно за подвесным потолком или в помещениях, куда ограничен доступ) сначала в швах просверливались отверстия, через которые полотном от ножовки выпиливался стеклоблок, шов маскировался глиной, а потом блок вынимался и в образовавшийся проем выбрасывался металл; V с крыши производственных 4-5 - этажных корпусов в ночное время золото выбрасывалось с помощью пращи на расстояние до 60-70 м, сразу за внешнее ограждение; V через вентиляционные трубы основного диаметра, которые были проложены под землей и выходили из основного производства, преступники проникали за локальную зону и выбрасывали золото через заранее пробитые в трубах отверстия на уровне земли, после чего золото подбиралось и выносилось; V из-за халатности работников службы режима или по прямому сговору с ними золото выносилось через тамбуры в специально оборудованных тайниках, сделанных в списанном оборудовании или в том, которое подлежало ремонту вне основного производства, в бочках с остатками краски, батареях отопления, мешках с мусором и т.д. В ряде случаев золото непосредственно передавалось военнослужащим (офицерам и прапорщикам), охранявшим тамбуры.
Во время отгрузки промышленных отходов в железнодорожные вагоны расхитители вскрывали мешки, не нарушая пломбы, изымали часть отходов и помещали туда равное по весу количество золота. После визуального осмотра мешков работниками службы режима и контрольного взвешивания они грузились в вагоны. Похищенное золото изымалось во время стоянки транспорта на станции.
Работники ряда вспомогательных служб, как правило с 5 до 6 часов утра, подбирали выброшенное ночью золото вблизи отверстий, указанных руководителем преступной группы, затем прятали его в промежуточный тайник, находящийся на территории, прилегающей к основному производству, либо сразу выносили.
В определенный период основным способом хищения золота стал его вынос с помощью военнослужащих, несших службу на посту голевого досмотра. В это время произошла замена военнослужащих срочной службы на сверхсрочников, большинство из которых - местные жители. Они были лично знакомы с расхитителями, нередко вместе учились, служили в армии, поэтому легко шли на контакт и вербовались. Дежурство на посту несли два прапорщика в течение 12 часов. Используя то обстоятельство, что в ночное время наряд практически оставался без контроля (проверка проводилась ночью один раз, и время ее было заранее известно), они, в нарушение должностной инструкции, заходили в раздевалку основного производства, где в условленном месте забирали металл, выносили и прятали его на прилегающей территории. А утром, после сдачи дежурства, они выносили металл уже за пределы завода, для чего использовались специально изготовленные мешки или карманы, пришитые с внутренней стороны одежды. Причем при выходе с территории военнослужащие никогда не подвергались проверке. В ходе следствия были выявлены неоднократные факты, когда подобным способом за один раз выносилось по 10- 15 кг золота.
Бывало и так, что охранники пропускали через пост расхитителей без досмотра, те прятали металл в тайниках на прилегающей к цеху территории и сразу же возвращались на рабочее место. Чтобы не допустить дешифровки членов своей преступной группы, один из военнослужащих просил своего напарника покинуть пост на 5-10 минут за вознаграждение (около 1 000 долл.).
Нередко охранники обслуживали одновременно несколько преступных групп, в результате чего им удалось вынести от 15 до 30 кг золота.
Все эти преступления заранее планировались их организаторами, которые: V прорабатывали детали операции от хищения до выноса металла и его последующей реализации; V через членов своих групп выясняли состояние и возможности технических средств (срабатывание сигнализации, разрешающая способность видеокамер, в том числе видимость в ночных условиях, технические характеристики системы голевого контроля ), работу различных служб - режима и охраны и т.д.; V привлекали (вербовали) сотрудников службы режима, военнослужащих охраны, работников завода; V поддерживали связь с членами других ОПГ; V организовывали поиск тайников для закладки похищенного металла или покупали их у другой группы; V вели переговоры с другими ОПГ о совместных действиях; V с учетом графика работы работников завода - членов группы и заступления на дежурство военнослужащих определяли место, время выброса, количество драгметалла; V реализовывали похищенный металл за пределами области; V обеспечивали защиту членам ОПГ от других преступных групп.
В 60% случаев организаторами преступных групп были лица, ранее судимые за кражи, грабежи, и местные жители, не работавшие на заводе.
Похищенные драгметаллы сбываются в основном ювелирам (более 20%), лицам, профессионально занимающимся скупкой и перепродажей таких металлов (около 40%), зубным техникам (примерно 15%), иностранным гражданам, а также эмиссарам незаконных вооруженных формирований.
8. Создание фиктивных предприятий-посредников как способ криминализации хозяйственных процессов
Один из самых распространенных способов криминализации хозяйственных процессов включение организованной преступностью в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников для совершения мошеннических действий.
Использование фиктивных предприятий становится возможным из-за несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля, что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать, как правило, по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм. В результате этого организованной преступностью создана целая подпольная сеть структур, играющих наиболее деструктивную роль в экономике России. В настоящее время действует порядка 500-550 тысяч такого рода фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих нулевые балансы.
Фиктивные хозяйствующие субъекты стали по сути универсальным средством совершения преступлений в сфере экономики: V в кредитно-финансовой - для проведения противоправных расчетных операций, незаконного получения кредитных ресурсов, для обналичивания и отмывания денежных средств, полученных преступным путем; V во внешнеэкономической деятельности - для вывоза капитала за рубеж по фиктивным контрактам, для проведения контрабандных операций и уклонения от уплаты таможенных платежей; V в промышленности и на транспорте - для многократного завышения контрактных цен, оставления на счетах фиктивных посредников и последующего присвоения большей части прибыли, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней в реальные производственные цепи активно внедряются лжефирмы-посредники; V при использовании бюджетных средств - для расхищения направляемых на инвестиционные и социальные цели финансовых ресурсов; V при реализации товаров, осуществлении работ и оказании услуг на потребительском рынке - для мошеннического завладения организованными преступными группами чужой собственностью, что составляет значительную часть зарегистрированных преступлений экономической направленности.
2.10 Обстоятельства, способствующие криминальному контролю за территориями и объектами экономики
|Обстоятельства, способствующие |Количество ответов |Количество ответов | |осуществлению контроля |опрошенных |опрошенных работников| |организованной преступностью за |сотрудников МВД (в |хозяйствующих | |территориями и объектами |%) |субъектов (в %) | |экономики | | | |Слабость государственной власти |32 |53 | |Коррумпированность чиновников |50 |72 | |Страх предпринимателей и других |16 |32 | |граждан за свою безопасность | | | |Сильное влияние организованной |4 |28 | |преступности | | | |Большой уровень безработицы |9 |8 | |Падение престижа работы в |17 |12 | |государственных органах | | | |Падение уровня морали и |13 |21 | |нравственности в обществе | | | |Большие налоги и отчисления |8 | | |Безразличие властных структур к |19 |24 | |жизни граждан | | | |Совпадение интересов лидеров | | | |преступных группировок и | | | |представителей теневой экономики|19 |25 | |в сфере предпринимательской | | | |деятельности | | | |Отсутствие порядка в | | | |хозяйственной деятельности и |34 |22 | |ответственности руководителей | | | |всех уровней | | | |Недостаточный контроль | | | |государства за хозяйственной |26 |14 | |деятельностью | | | |Слабая профессиональная | | | |подготовка работников |8 |22 | |правоохранительных и | | | |контролирующих органов | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12