Рефераты. Теневая и криминальная экономика России






p> Высокий уровень предпринимательского риска в России способствует специфическому "естественному" отбору инвесторов, способных приспосабливаться к специфической российской экономической среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.

По мере движения к цивилизованным формам рынка теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать присущие развитым индустриальным странам формы. Поэтому в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой анализ институтов теневого и криминального бизнеса и выработка способов и методов эффективного воздействия на них, что является одним из основных звеньев построения концепции экономической безопасности
России.

2.4 Нелегальный рынок как основа

криминальной и теневой экономики

Базовым институтом теневой, включая криминальную, экономики является нелегальный рынок, представляющий собой совокупность отношений, осуществляющихся с нарушением действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.

По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.

Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли).

По характеру реализуемых товаров различают: рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей; рынки запрещенных товаров и услуг: рынки наркотических средств, оружия;
"человеческих влечений" - услуг по торговле телом (проституция), порнографии, в том числе детской; торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов. Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства, похищение людей и т.д.).

2.4.1 Причины возникновения и

развития нелегальных рынков

Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие: наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантаты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов); наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок
(государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак)); государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного); высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств; недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний. недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").

2.5 Виды и формы контроля, осуществляемого организованной преступностью, за территориями, предприятиями, отраслями и сферами экономики

Проведенная либерализация экономики и приватизация государственной собственности позволила легализоваться теневому капиталу и проникнуть преступным группировкам в частный бизнес.

Многие предприятия они напрямую взяли под свой контроль либо поставили в различного рода зависимость от созданных ими легальных коммерческих структур. Только на "АвтоВАЗе" (Тольятти) ликвидировано 7 преступных сообществ общей численностью свыше 800 человек, полностью подчинивших себе процесс производства и реализации выпускаемой продукции. Их криминальный доход составлял свыше 5 000 млрд. неденоминированных рублей ежегодно.

По сведениям МВД России, в сфере криминального контроля находится более
40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе
1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков.

Организованная преступность, считают 61% опрошенных сотрудников МВД и
75% работников хозяйствующих субъектов осуществляет контроль за предприятиями, отраслями хозяйственного комплекса, сферами хозяйственной деятельности (объектами экономики) и территориями регионов, в которых работают респонденты. Только 2% первых и 15% вторых отметили, что такого контроля не осуществляется.

Организованная преступность стремится установить контроль над высокодоходными предприятиями, отраслями и сферами хозяйственной деятельности. На вопрос, какие объекты экономики чаще всего находятся под контролем организованной преступности, в 2000 г. были получены следующие ответы.

|Объекты хозяйственной |Мнение опрошенных |Мнение опрошенных |
|деятельности, находящейся под |сотрудников МВД |работников |
|контролем организованной |России по вопросу, |хозяйствующих |
|преступности |какие объекты чаще |субъектов о том, |
| |всего находятся под |какие объекты чаще |
| |контролем (в %) |всего находятся под |
| | |контролем (в %) |
|Предприятия, занимающиеся | | |
|внешнеэкономической |23 |24 |
|деятельностью. | | |
|Предприятия |53 |46 |
|топливно-энергетического | | |
|комплекса | | |
|Предприятия агропромышленного |12 |17 |
|комплекса | | |
|Предприятия и организации |47 |47 |
|потребительского рынка | | |
|Организации |33 |53 |
|кредитно-финансовой сферы | | |
|Организации бюджетной сферы |15 |15 |

Из приведенной таблицы видно, что мнение обеих групп респондентов совпадает по большинству объектов отраслей и сфер хозяйственной деятельности, находящихся под контролем организованной преступности, в первую очередь к ним относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, затем следуют предприятия и организации потребительского рынка, а также сфера внешнеэкономической деятельности.

Определенные различия во мнениях наблюдаются в отношении организаций кредитно-финансовой сферы. По всей видимости, работники хозяйствующих субъектов поставили эту сферу на первое место в связи со значительным распространением ранее фактов хищений денежных средств путем предоставления фальшивых авизо, хищений кредитных ресурсов, незаконного сбора денежных средств от населения под большие проценты с последующим их присвоением. И хотя в настоящее время такие факты имеют место, но значительно реже, нежели ранее. К тому же хозяйственная и финансовая деятельность предприятий и организаций теперь, в отличие от первоначального этапа перехода к рыночным отношениям, сместилась в производственную сферу, - именно поэтому организованная преступность берет под свой контроль предприятия этих сфер.

Тем не менее указанную сферу хозяйственной деятельности также можно отнести к объектам интереса организованной преступности. Существенное влияние на ее дестабилизацию имеет установление тесного сотрудничества, а местами - слияние региональных финансово-промышленных групп с лидерами крупных преступных сообществ, привлечение последних к проведению собственной политики в борьбе с конкурентами, организация незаконных операций на объектах кредитно-банковского сектора, на рынке недвижимости и ценных бумаг, что является для России специфической формой "отмывания" грязных денег.

Наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливно-энергетическом комплексе, далее следует производство и незаконный оборот этилового спирта, алкогольной, табачной и иной продукции.

На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как предприятия и организации потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; добыча, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней; бюджетная и внебюджетная сфера. Четвертое место занимают сфера интеллектуального пиратства; банковская сфера; банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики.

2.6 Криминилизация топливно-энергетического комплекса

Высокая доходность операций в топливно-энергетическом комплексе привлекает пристальное внимание криминальных структур к деятельности хозяйственных субъектов этой отрасти. Выявлена устойчивая тенденция по сближению ряда коррумпированных должностных лиц органов власти и руководителей финансовых структур с лидерами преступных сообществ.
Последними устанавливаются фирмы-посредники и покупатели нефти, определяется дальнейшее использование сырья и продуктов его переработки, формируются отпускные цены. При этом искусственно завышается себестоимость нефти и нефтепродуктов путем отнесения на этот счет расходов, не связанных с их приобретением, транспортировкой и реализацией. Интересам России наносится значительный материальный ущерб и в связи с непоступлением валютной выручки от реализации нефти и нефтепродуктов за границу, что влечет за собой недополучение в бюджет крупных денежных сумм.

Анализ показывает, что в основе криминализации отрасли лежит следующее обстоятельство.

Нефтяные компании передают часть добытой нефти в распоряжение администраций городов (районов, округов) в счет погашения задолженности по платежам в бюджет, а должностные лица этих администраций за взятки передают ее коммерческим структурам, которые полученную от реализации нефти выручку переводят на счета в зарубежные банки.

Определяющим фактором криминализации нефтедобывающей отрасли являются недостатки в правовом регулировании регистрации и лицензирования деятельности предприятий, занимающихся нефтяным бизнесом.

2.7 Криминилизация производства алкогольной продукции

Влияние организованной преступности усиливается и в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции. Криминализация этой высокодоходной области экономической деятельности объясняется утратой государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции.
Возможность получения в короткие сроки огромной, не контролируемой государством прибыли привлекает преступные формирования. К характерным способам их действий относят изготовление фальсифицированных алкогольных напитков и безлицензионное их производство, получение незаконных прибылей от реализации продукции с применением льготных налоговых и таможенных пошлин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.