Обычными условиями договора строительного подряда являются: требования к подрядчику по выполняемым работам, объему, содержанию работ в соответствии со сметой и технической документацией; порядок, размер и срок оплата работ; обязательство заказчика за свой счет проводить приемку работ; ответственность подрядчика по гарантии качества выполненных работы.
3. Случайные условия – условия, которые изменяют или дополняют обычные условия. Они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.
В договоре об организации перевозки грузов – за какой стороной установлены обязательства за упаковку/распаковку перевозимого груза. Кроме этого, обговариваются условия по перевозки груза по частям в несколько пунктов, т.е. время поставки груза в указанные пункты продаж, склады… и другие варианты перевозки.
Условиями договора строительного подряда – право сторон внесения изменений в техническую документацию (ст. 744 ГК); обязательство о возмещении расходов одной из сторон, связанных с осуществлением сотрудничества (ст. 750 ГК).
Гражданско-правовые договоры характеризуются большим разнообразием, поэтому необходимо классифицировать их, сведя в группы по определенным признакам.
Рассмотрим договор перевозки груза автомобильным транспортом:
На автомобильном транспорте перевозки различаются, прежде всего, по территориальному признаку, а именно:
а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);
б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);
в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км);
г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов РФ);
д) международные (за территорию субъектов РФ).
Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — складом, пунктом продаж и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка.
Цель договора (что видно из существа сделки) – перевозка груза по наиболее выгодным условиям для обеих сторон.
Перевозчик, и получатель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки взаимный, реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации. Условия перевозки груза и ответственность сторон определяются соглашением сторон – перевозчика и отправителя – свободный договор.
Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.
Таким образом, договор поставки груза является:
~ консесуальным по моменту возникновения обязательств, т.к. для его заключения достаточно соглашения сторон (без передачи каких-либо вещей);
~ имущественным по содержанию регулируемой договорами деятельности (по выполнение работ);
~ в пользу участников в зависимости от требуемого лица, т.к. должник (перевозчик) обязан произвести исполнение кредитору (поставить груз получатель), а не третьему лицу;
~ основной в зависимости от юридической направленности;
~ возмездным по характеру перемещения материальных благ, т.к. одна сторона (перевозчик) должна получить плату от получателя (отправителя) своих обязанностей;
~ свободный по основанию заключения;
~ договор взаимосвязанный в зависимости от способа заключения;
~ взаимным в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами;
~ каузальным в зависимости от определенности правового основания сделки;
~ простой письменной формой.
Договор строительного подряда является:
~ консесуальным по моменту возникновения обязательств, т.к. помимо соглашения требуется передача вещи (самого груза) от одной стороны другой: В отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить известное время на выполнение работы. Консенсуальный характер договора сохраняется и в случае, если подрядчик приступает к исполнению работы немедленно после заключения договора либо выполняет работу в присутствии заказчика.
~ имущественным по содержанию регулируемой договорами деятельности (т.к. производиться выполнение работ);
~ в пользу участников в зависимости от требуемого лица, т.к. подрядчик обязан выполнить определенную работу и результат работы передать заказчику, а не третьему лицу;
~ свободный – заключение договора по соглашению сторон;
~ взаимосвязанный в зависимости от способа заключения – условия договора устанавливаются обеими сторонами;
~ каузальный в зависимости от определенности правового основания сделки, т.е. для его заключения достаточно соглашения сторон.
Из анализа пункта 1 статьи 743 ГК РФ следует, что подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ. А в соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ заказчик оплачивает работы, которые выполнил подрядчик, в размере, предусмотренном сметой. Таким образом, договор является:
~ возмездным по характеру перемещения материальных;
~ форма договора в большинстве случаев простая письменная, что объясняется в числе прочего также и необходимостью придать подрядным отношениям большую стабильность, учитывая их, как правило, длящийся характер. Причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами. В ряде случаев при составлении данного вида договоров используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения строительства в различных отраслях.
В отличие от перевозки груза на морском транспорте, которая оформляется коносаментом, перевозка груза автомобильным транспортом оформляется товарно-транспортной накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существу является формой договора перевозки. Накладную заполняет отправитель в установленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза.
Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. Если при перевозке железнодорожным транспортом сроки доставки исчисляются в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость), то при перевозке автомобильным транспортом такого указанной зависимости нет.
Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств.
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio — отправление). Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5