Рефераты. Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних де...






Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Внутриполитическое положение России после поражения в Крымской войне.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политичекой системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе. 

Подъем крестьянского и общественного движения на рубеже 50-60 гг.

В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. на арену политической борьбы стали выступать образованные люди разных сословий, «круг революционеров стал более широким, теснее стали их связи с народом». Первым представителем этого этапа принято считать революционеров-демократов 60-х годов (так называемых шестидесятников). Они подвергли критике реформу 1861 г., требовали ее пересмотра, обосновывали необходимость народной революции. Их практическая деятельность проявилась в распространении прокламаций: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон»  др. В 1861 г. соратники Чернышевского братья Серно-Соловьевичи, Обручев, Курочкин, Курочкин др. основали тайную революционную организацию «Земля и воля», которая была связана с интеллигенцией, студенчеством, но вскоре организация распалась, т.к. крестьянское движение пошло на убыль.

Организация «Земля и воля» в Петербурге возглавил «Русский центральный народный комитет», а местные отделения были в Москве, Саратове, Туле, Перми - 14 городах. Программа включала требования созыва Народного собрания, установление демократического республиканского строя, самоуправления по областям, передачу всей земли крестьянам. В программе была использована статья Огорева «Что нужно народу» (она предостерегала народ от выступлений). Чернышевский Н.Г. - был сотрудником, а затем главой журнала «Современник», идейным дождем шестидесятников. Он подверг критики реформу 1861 г., боролся с либералами, которые приветствовали эту реформу. Чернышевский обосновывал необходимость крестьянской революции (выдвинул лозунг «к топору зовите Русь!»). Утопический социализм Чернышевского проявился в том, что он поддержал теорию перехода России к социализму, минуя капитализм через сельскую общину. В русском искусстве он отстаивал принципы критического реализма. Работы Чернышевского: «Что делать?», «Очерки гоголевского периода русской литературы» и др.

Добролюбов Н.А. (сотрудник журнала «Современник») разделял взгляды Чернышевского, писал о задачах русских писателей, художников. Их главной задачей считал пробуждение сознания русского общества; написал множество статей по вопросам литературы, педагогики, философии, искусства («Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?»).

За революционную пропаганду многие шестидесятники подверглись репрессиям (поэт Михайлов, публицист Писарев). Был уволен казанский профессор Щапов, выступивший с резким осуждение расстрела крестьян в селе Бездна.

Герцен А.И. в 60-е годы продолжал печатать газету «Колокол», в которой призывал к свержению самодержавия.

Писарев Д.И. - видный публицист, главный сотрудник журнала «Русское слово» - выдвинул идею о достижении социализма через индустриальное развитие страны («Теория реализма»), пропагандировал естествознание, которое считал средством просвещения и важной производительной силой. Писарев был сторонником теории нигилизма. Его основные труды: статья «Базаров», «очерки из истории труда», повесть «Реалисты» и др. В 60-е годы в русской общественной мысли возникла течение получившее название «Почвенники». Это течение было близко славянофилам. Его представителями были Достоевский, Григорьев, Страхов, которые издавали  журналы «Время и эпоха». Они проповедовали сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе.

В конце 60-х появились кружки народнического направления. Был известен кружок Ишутина (член этого кружка Дмитрий Каракозов в 1866 г. совершил покушение на Александра II).

С кружком Ничаева, созданного в 1868-1869 гг., связывают зарождение терроризма (термин «ничаевщина стал нарицательным). Ничаев создал организацию «Народная расправа», предлагал привлечь к делу революции даже уголовные элементы. Ничаев составил «катехизис революционера», в котором писал, что революционер должен использовать любые средства для достижении цели любые средства. По требованию Ничаев был убит член его кружка студент Иванов, ошибочно обвиненный в предательстве. Ничаев бежавший в Швейцарию был выдан царскому правительству, осужден и погиб в Петропавловской крепости.

В 1867 г. образовался кружок Г. Лапатина, который составлял брошюры для просвещения крестьян. Кружки изучали европейскую социалистическую литературу, но вскоре кружок был арестован. Кружок студента Долгушена создал типографию под Москвой и вел революционную пропаганду.

 

Общественное движение в России 70-90 гг. XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

Основные положения народничества: Община есть изначальная основа народной жизни. Большая часть населения страны живет общинным строем. Меньшая часть населения страны, не живущая общинным строем, управляет страной вопреки естественным нормам. Самодержавие, которое олицетворяет 2-ую группу, не имеет сколь-нибудь глубокой социальной опорой, отсюда отрицание народниками политической деятельности.

Идеология народничества. Бакунин, Лавров, Ткачев.

Лавров - пропагандистское течение. Считал, что народу нужно объяснить их цели, это сделать должна интеллигенция, но не вся, а лишь критически мыслящие личности. Объединенные такие личности в революционную организацию должны готовить народ.

Бакунин - бунтарское течение. Считал замену государства - ассоциацией свободных самоуправляемых общин. С помощью бунта хотел создать это. Поэтому задача интеллигенции - бросить кличь и разжечь всероссийской бунт.

Ткачев - он считал, что хорошо организованная, жестко централизованная, тщательно законспирированная организация профессиональных революционеров-террористов, проведя серию скоординированных террористических актов может полностью дезорганизовать государственный аппарат и он сам собой развалится. Наиболее распространенными были пропагандистское и заговорщическое течении.

«Хождение в народ».

В 1874 г. группа молодых революционеров организовали массовое «Хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Движение было разгромлено. Агитаторы арестованы, нередко по инициативе крестьян.

«Земля и воля» 70-х годов XIX в.

В 1876 г. возникла организация народников «Земля и воля». Ее возглавили Михайлов, Морозов, Степняк-Кравчинский, Плеханов и др. Программа организации предполагала равномерное распределение всей земли между крестьянами. В тот период народники отказались от тактики хождения в народ и перешли к тактике длительных поселений в народе под видом учителей, врачей, чтобы лучше узнать народ.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации. «Черный передел» - пропагандистскую группу, которая стояла на прежней позиции, возглавил Г.В. Плеханов. Вскоре члены группы эмигрировали из-за преследования властей. «Народная воля» - это террористическая организация, ее возглавили Андрей Желябов, Софья Перовская, Кибальчич и др.

Эта организация вынесла смертный приговор царю и крупным царским сановникам. 1 марта 1881 г. царь был убит. Участники покушения были казнены и фактически на этом закончилась деятельность народовольцев.

Рабочее движение во второй половине XIX в.

В 70-80-е гг. XIX в. в России быстро формировался рабочий класс.

В 1870 г. произошли первые стачки рабочих, которые носили экономический характер (на Невской бумагопрядильне, на Кренгольмской мануфактуре). Появились первые рабочие организации. 

В 1875 г. возник «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе. Его организатор - интеллигент Е. Заславский. Союз поставил задачу объединить рабочих юга России. В Уставе Союза были сформулированы основные задачи: пропаганда идеи освобождения пролетариата из под гнета капитала; объединение рабочих юга; борьба с установившимся экономическим и политическим порядком. Эта первая самостоятельная пролетарская организация провозгласила борьбу за политические свободы. В нее входило около 200 рабочих, но вскоре группа была арестована.

 В 1878 г. создан «Северный союз русских рабочих» в Петербурге. Организаторы - рабочие В. Обнорский и С. Халтурин. В программе Союза подчеркивалось, что главной силой общественного перестройства является пролетариат, союз провозглашал необходимость политической борьбы, основной целью считал ниспровержение существующего строя. Влияние народников проявилось в том, что  главной целью ставилась «замена существующего строя федерацией свободных общин и установление общинного землепользования».

В 1885 г. в Орехово-Зуеве на Морозовской мануфактуре произошла стачка, которая носила экономический характер. Ее организовали рабочие Моисеенко, Иванов, Волков. Они выработали четкие требования, но администрация отказалась их выполнить, были вызваны войска, и стачка подавлена. Однако в ходе следствия выяснилось тяжелая картина труда, и рабочие были освобождены.

Через несколько месяцев правительство издало ряд новых постановлений: о трудовом найме, о системе штрафов, о запрещении использования женского труда и труда подростков в ночное время. Штрафы должны были превышать одной трети зарплаты. Фабрикант должен предупреждать рабочих об увольнении за 2 недели.

I Интернационал был создан в 1864 г. В 1870 г. была создана русская секция при I Интернационале. Ее представителем стал К. Маркс.

Идеи научного социализма стали проникать в Россию в 70-е-80-е годы.

Первая русская социал-демократическая организация - группа «Освобождение труда» - возникла в 1883 г. в Женеве. Ее организаторы - Г.В. Плеханов, В. Засулич. Группа переводила на русский язык произведения К. Маркса и тайно переправляла их в Россию. Главная задача - ознакомить  рабочий класс с марксизмом. Плехановым были написаны работы: «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», в которых он вскрыл ошибки народников, доказал, что капитализм в России давно развивается, провозгласил необходимость политической борьбы, указал на формирование пролетариата. Союзником пролетариата в борьбе считал не крестьянство, а либеральную буржуазию. Эта первая марксистская группа была малочисленной, связи с Россией были слабыми. «Социал-демократия - только зарождалась».

В 80-е годы XIX в. в России тоже стали возникать первые марксистские организации. В Петербурге были марксистские кружки Д. Благоева, Точисского, Бруснева. В 1891 г. брусневцы организовали первую маевку. В Казани действовал кружок Федосеева. Марксистские кружки были раздроблены, не имели тесной связи между собой. Они вели замкнутую кружковую работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.