Рефераты. Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений






Кооперационные отношения России и Украины в ракетно-космической отрасли  также базируются на межправительственных и межотраслевых соглашениях (в частности, между Российским космическим агентством и Национальным космическим агентством, а также Минпромполитики Украины). Российская сторона оценивает эти отношения как успешные и перспективные.

Российско-украинская производственная программа по сотрудничеству в космосе, рассчитанная до 2005 г., конкретизируется в ежегодных планах. Однако специфика производства ракетно-космической техники в рамках совместных проектов состоит в том, что финансирование осуществляется только за счет национальных средств (совместного бюджета нет), причем поставки по кооперации оплачивает покупатель. Тем самым двусторонняя кооперация подвергается серьезным рискам (в связи с возможной неплатежеспособностью какой-либо из сторон). Определенные преференции производителям космической техники дает межправительственное соглашение о льготном трансграничном перемещении кооперационной продукции и материалов, используемых в процессе производства (так, взаимные пошлины и НДС оплачиваются из госбюджетов). Производители России и Украины ныне ставят также вопрос об упрощении процедур лицензирования объектов интеллектуальной собственности и о снятии взаимных лицензионных платежей. Рассматривая производственное сотрудничество в авиастроении, следует прежде всего констатировать: авиапромышленность Украины получает из РФ почти 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов; в кооперации участвуют около 100 российских предприятий. Корпорация «Мотор Сич» (Запорожье) выпускает двигатели, которые Россия закупает для установки на крупномасштабных транспортных самолетах «Ка-50» и «Ка-52». В свою очередь материалы и комплектующие изделия к двигателям украинского производства поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России, откуда идут 80% всех комплектующих (без электроники) и 38% материалов.[46]

Российско-украинское производственное сотрудничество в авиастроении охватывает все циклы – от научных разработок и проектного конструирования до кооперации и специализации в производстве готовой продукции. Многие производства гражданского назначения «выросли» из АПК (средний транспортный самолет «АН-70», вертолеты и двигатели к ним, и др.), что сегодня обеспечивает их приемлемый технологический уровень. Однако кооперация в производстве опять-таки не исключает параллелизма и конкуренции на рынках третьих стран.

Важным шагом на пути интеграции стало подписание Соглашения о сотрудничестве оборонно-промышленных комплексов России и Украины в ноябре 2003 г.[47] Это дает возможность наладить более тесные партнерские отношения в оборонной сфере.

Сохраняет свое значение технологическая кооперация  в тепловозостроении. В рамках постсоветского пространства Украина остается единственным поставщиком магистральных тепловозов. Комплектующие к ним поступают от многих предприятий СНГ, в первую очередь российских.

Неплохие перспективы двусторонней производственной кооперации имеются в энергомашиностроении. В начале 2001 г. крупнейшие в СНГ производители оборудования для гидро- и атомных электростанций  —Харьковский завод «Электротяжмаш» и санкт-петербургское АО «Электросила» — договорились о взаимодействии в производстве турбогенераторов и в последующем техническом перевооружении атомных станций в России и в Украине.[48]

Важной предпосылкой дальнейшего развития сотрудничества в металлургической области является потребность Российской Федерации в обновлении магистральных и распределительных трубопроводов (при общей длине газопроводов в 520 тыс. км свыше 60% требует замены; из 46 тыс. км магистральных нефтепроводов — 75%). Решение указанной проблемы будет решаться в рамках украинско-российского газового консорциума, который заработал 1 февраля 2004 г. Он также займется достройкой нового участка газопровода Александров Гай – Новопсков  – Ужгород. Новая труба сможет ежегодно переправлять 28 млрд. кубометров газа.[49]

 Что касается модели производственной кооперации, то анализ имеющегося опыта кооперирования  российских и украинских предприятий со времен распада СССР показывает, что этот процесс осуществлялся между ними в основном в формах совместного производства (в его простейшей форме – подряд), совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.

Рассматривая кооперационное сотрудничество между российскими и украинскими хозяйствующими субъектами в такой форме международного кооперирования производства, как подряд, можно отметить, что во многих случаях по своей сути оно основывается на той же форме промышленного сотрудничества между предприятиями, которая существовала между ними еще во времена СССР. Тогда эта форма сотрудничества называлась «подетальное кооперирование».

Учитывая трудное экономическое положение в России и Украине, разорванные связи в форме подетальной кооперации предприятий во многих случаях до настоящего времени не могут быть компенсированы за счет имеющегося промышленного потенциала каждой из стран. Исходя из последнего, а также из необходимости развития сотрудничества на кооперационной основе для реализации совместных программ и проектов, между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины 24 апреля 1998 г. было подписано Соглашение о производственной кооперации. Статьей второй настоящего Соглашения определено, что номенклатура и объем кооперированных поставок, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эти поставки, должны ежегодно определяться соответствующим Протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения. Для стимулирования товаропроизводителей обеих стран в отношении заключения договоров на поставку товаров (услуг), внесенных в Протокол, статьей третьей Соглашения предусмотрено, что эти товары (услуги) не будут облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами.[50]

Примером российско-украинского кооперационного сотрудничества на основе подряда является изготовление и поставка украинским заводам «Черниговавтодеталь» российскому автомобилестроительному предприятию ОАО «Горьковский автомобильный завод» карданных валов.  

      Рассмотрение кооперирования российских и украинских хозяйственных объектов показывает, что в условиях независимого существования обеих стран начала действовать и приобрела распространение такая новая для них форма взаимодействия, как совместные предприятия и совместные проекты. Так, на начало 2002 г. на долю совместных российско-украинских предприятий приходилось 82,6% всего объема российского экспорта прямых инвестиций в Украину, которые более чем на 10% превысили уровень этого показателя на начало 2001 г. Это говорит о привлекательности и жизнеспособности такой формы привлечения российских инвестиций в украинскую экономику. С удовлетворением можно отметить факт прироста среди СП предприятий, выпускающих продукцию. Так, если на начало 2000 г. на долю таких СП приходилось 28,1% накопленных российских инвестиций, то по прошествии года – уже 58,9%.[51]

В последние два года данная тенденция получила дальнейшее развитие благодаря тому, что российские компании и банки приняли активное участие в приватизации промышленности на Украине, приобретая крупные пакеты акций и создавая совместные предприятия, различного рода транснациональные (с участием хозяйствующих субъектов двух стран) корпоративные структуры.

Реализация совместных проектов реализуется, в основном, в авиационной и космической отраслях, то есть там, где в обоих государствах накопился мощный научно-технический потенциал. Примером может служить реализация на международном уровне двух крупных проектов по сотрудничеству в ракетно-космической отрасли с участием Украины, России, США и Норвегии: «Морской старт» («Sea Lauch») и «Глобал стар» («Global Star»). В основе первого названного проекта – совместное производство ракеты-носителя «Зенит», разработанной в КБ «Южное» и выпускаемой объединением «Южмаш» в кооперации с предприятиями России (российско-украинское участие в этом международном проекте составляет 40%). Совместное российско-украинское производство ракеты-носителя «Зенит» (более 63% ее стоимости приходится на наши комплектующие) положено в основу второго проекта, касающегося коммерческого запуска космических аппаратов (запуск «Зенита» осуществляют российские военно-космические силы с арендуемого Россией космодрома «Байконур» в Казахстане).[52]

 В сложных экономических условиях, в которых оказались и Россия, и Украина, взаимодействие между предприятиями обеих стран в этих сферах может стать решающим фактором в создании и производстве совместными усилиями конкурентоспособной продукции для ее реализации на мировом и внутреннем рынках. Такое сотрудничество уже сейчас можно охарактеризовать, как довольно успешное – много совместных проектов уже реализуются и имеют хорошую перспективу. В рамках совместных проектов украинскими предприятиями осуществляются поставки в Российскую Федерацию систем управления для ракет-носителей.

В настоящее время можно говорить и о начале двустороннего производственного сотрудничества в такой форме корпоративных образований, как финансово-промышленные группы с участием предприятий России и Украины. В состав трех российских международных финансово-промышленных групп (МФПГ), зарегистрированных на основе ФЗ «О финансово-промышленных группах», входят пять украинских предприятий: 1) Неженский научно-производственный комплекс «Прогресс» (МФПГ «Точность»); 2) Центральное конструкторское бюро «Ритм» (та же МФПГ); 3) Крюковская фабрика технической бумаги (МФПГ «Славянская бумага»); 4) Мясоперерабатывающее предприятие «Прикарпатье»  (МФПГ «Росагропром»); 5) Черниговский мясокомбинат (та же МФПГ). А ГП «Черниговский завод карданных валов» входит в транснациональную финансово-промышленную группу «Нижегородские автомобили». Кооперация между участниками названных групп реализуется в «мягкой» форме координационного взаимодействия партнеров, без существенного объединения собственности.[53]

Специалистами Совета безопасности Украины разработаны рекомендации по сотрудничеству с Россией, учитываемые при подготовке конкретных двусторонних соглашений на уровне отраслей и промышленных предприятий. Вот выдержка из соответствующего документа: «Для обеспечения экономической безопасности украинских производителей при сотрудничестве с российскими предприятиями необходимо избирать такие формы кооперирования, которые бы базировались на следующих принципах: справедливое распределение рисков и доходов между участниками кооперации; совместная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества. Приведенным принципам кооперации более всего отвечает кооперирование в таких формах, как: совместное производство при условии двусторонних (взаимных) поставок кооперированной продукции; совместные предприятия; совместные проекты при государственной поддержке; сотрудничество в составе транснациональных (межгосударственных) промышленно-финансовых групп».[54]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.