Рефераты. Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений






Следует также отметить, что аргументы в пользу протекционизма, как правило, подчеркивают немедленный эффект, который возможен в результате введения торговых барьеров, и игнорируют долгосрочные последствия.[30]

Что касается последствий политики протекционизма, то, прежде всего, следует отметить повышение цен и снижение объема товаров, на которые распространяются защитные пошлины. От этого, конечно же, в первую очередь страдают национальные потребители. Существуют также косвенные последствия протекционизма. Последние заключаются в том, что пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной менее эффективного использования мировых ресурсов и приводят к сокращению реального объема мирового производства.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не согласиться с целым рядом авторитетных исследователей, которые считают, что выгоды, которые приносит политика протекционизма, достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.[31]

Итак, в международной практике получили развитие два типа внешнеэкономической политики: свободная торговля и протекционизм. Причем опыт показывает, что, как правило, тенденции к свободной торговле и тенденции к протекционизму перемежают друг друга. Развитые страны рассматривают свободу торговли, как единственный режим, к которому могут стремиться правительства. Ограничения же торговли рассматриваются, как нежелательный, но неизбежный компромисс, вызванный необходимостью решать актуальные на данный момент проблемы национальной экономики.

Современную внешнеэкономическую политику государств с рыночной экономикой можно назвать неопротекционизмом, опирающимся на целую систему скрытых средств защиты внутреннего рынка. Но необходимо отметить, что сегодня гораздо больший акцент делается не на ограничении импорта и установлении изощренных барьеров (хотя и это имеет место), а на стимулировании экспорта и повышении конкурентоспособности экономики.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней эконо­мической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено те­ми задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства. В самой общей форме можно ска­зать, что главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизвод­ства внутри страны.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Объясняется это прежде всего тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в меж­дународной специализации, ограждения национальной экономики от негативного влияния внешних факторов (циклических спадов, чрезмерных колебаний ва­лютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. Меры по регулиро­ванию внешней торговли делятся на следующие 8 категорий:

1.  Таможенный тариф. Импортный таможенный тариф – включает в себя систематизирован­ный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, методы определения их та­моженной стоимости и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара. Активная часть импортного таможенного тарифа – ставки таможенных пошлин, являющиеся по своему экономическому значению налогом на ввоз иностранных товаров.

2.  К паратарифным мерам относятся прочие платежи, взимаемые при ввозе ино­странных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. Эти меры порой оказывают существенное влия­ние на внешнюю торговлю.

3. Меры контроля за ценами призваны обеспечить защиту национальных интересов производителей. К ним относятся антидемпинговые и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защи­ты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) мо­гут применяться скользящие импортные сборы, цель которых – довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

4.   Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться особые пра­вила совершения валютных операций.

 5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограниче­ния (квоты).

 6. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установ­ленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

 7.  Монополия государства. Государство устанавливает свою монополию на торговлю опреде­ленными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8.   Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответст­вия национальным стандартам безопасности и качества.[32]

Немалую роль в развитии тенденции либерализации торговли сыграло Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было под­писано в 1947 году 23 странами, и которое превратилось в форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. Благодаря ГАТТ, в основу регулирования экономических связей были положены три фундаментальных принципа: равный не дискриминационный режим для всех стран-участниц ГАТТ, снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров, устранение импортных квот.

С 1 января 1996 года начала работу всемирная торговая организация (ВТО), которая заменила действующее с послевоенного периода Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По сравнению со своим предшественником, у ВТО существует больше полномочий и более форматизированная структура. Основными принципами ВТО являются принцип наибольшего благоприятствования и принцип национального режима. Членами новой организации стали 125 стран-членов ГАТТ после ратификации ими Уругвайского раунда всемирных торговых соглашений. Более 30 других стран хотели бы присоединиться к ГАТТ/ВТО, в том числе Китай, Тайвань, Вьетнам, Россия и Украина.

По правилам ВТО в настоящее время работает практически все мировое сообщество, что обеспечивает до 98% мировых товаропотоков. Задача ГАТТ/ВТО обеспечить минимальные обязательства по степени открытости экономики со стороны всех партнеров Мировой организации торговли.

Очевидно, что такая крупная держава как Россия не может оставаться вне системы ГАТТ/ВТО. В настоящий период вопрос о вступлении России в ВТО приобрел политическое значение.[33]
















2. Анализ проблем и перспектив развития российско-украинских экономических отношений

2.1. Современное состояние внешнеторговых взаимоотношений России с Украиной.


Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами, а также объективными потерями  и промахами в процессе перевода административно-командной экономики на рыночные рельсы. Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля. В торговых взаимоотношениях России и Украины были, в основном, применены общепринятые в мировой торговле принципы таможенного регулирования, но с существенной асимметрией налогообложения, заложенной в национальных законодательствах.

Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть многосторонних экономических связей, стремятся к цивилизованной интеграции в мировое экономическое пространство. Особенности глобального и национального развития требуют от России и Украины формирование своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте, максимально используя, прежде всего взаимный потенциал, межрегиональное сотрудничество и взаимные связи с международными экономическими организациями.

Неотложные проблемы, которые стоят перед двумя государствами, – прежде всего необходимость структурной перестройки национальных экономик и обеспечение постоянного их роста – похожи, но одновременно есть и определенные отличия, связанные с особенностями рыночных перестроек и механизмов преодоления кризиса. В отдельных случаях российские и украинские товаропроизводители превратились в реальных конкурентов в тех сегментах рынка, которые раньше поглощали всю (или значительную часть) их продукции. Существуют определенные расхождения интересов и в сфере энергоснабжения. Действуют и некоторые другие факторы, которые сдерживают расширение и углубление экономических интересов.

Поэтому, нужна активизация сотрудничества именно в тех сферах, где взаимные интересы сохраняются, и поиск компромиссных взаимовыгодных вариантов там, где возникают расхождения.

Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть, нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.

 На протяжении 1994-1996 гг. объемы внешней торговли товарами между Россией и Украиной постоянно возрастали. Если в 1994г. товарооборот составлял 11,0 млрд. долл., в 1995 г. – 13,9 млрд. долл., то в 1996 г. – 14,4 млрд. долл., т. е. увеличился за 3 года в 1,3 раза. Но на фоне этих успехов невозможно не заметить факт непаритетного товарообмена между странами. Если за период 1994-1996 гг. экспорт российских товаров в Украину увеличился в 1,4 раза, то импорт украинских товаров в Россию возрос в 1,2 раза. В результате сальдо внешнеторгового баланса России в торговле товарами увеличилось на 1,5 млрд. долл.[34]

Естественное развитие межгосударственного товарообмена было прервано в результате введения в мае 1996 г. ввозных таможенных пошлин на сахар и подакцизные товары, а с 1 сентября – введения НДС на все товары украинского происхождения. Это означало лишение Украины режима наибольшего благоприятствования и перевод торгового режима на принцип, при котором НДС на импорт взимается обеими странами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.