Рефераты. Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений






Международная торговля обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся:

1. Разные валюты. Каждая страна в международной торговле использует

разные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения.

2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство каждой страны жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения; своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает собственную систему пошлин, ограничений на импорт, экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и др.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Существуют различия в степени свободы перемещения факторов производства внутри страны и между странами. Языковые и культурные барьеры, иммиграционные законы ставят жесткие преграды на пути трудовой миграции. Институциональные барьеры, государственное регулирование экономики и бизнеса затрудняют перемещение капитала между странами.

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

В основе современной внешнеэкономической политики лежит перманентный процесс сложного приспособления структур националь­ной экономики (отраслевой, технологической, организационной, др.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства, о чем свидетельствуют, прежде всего, опережающие темпы роста мировой торговли и зарубежного инвестирования в сравнении с совокупным валовым национальным продуктом. Такому приспособлению, которое неминуемо влечет за собой изменение структуры сложившегося хозяйства, мешают не только производство, которое объективно стремится к стабильности, но и экономическая политика государства.

В современных условиях государство воздействует, хотя и в неодинаковой мере и с разной интенсивностью, практически на все области мирохозяйственных связей. Государство ощутимо влияет на состояние валютных и кредитных отношений, на масштабы и направления международного движения капиталов, технологий, рабочей силы, на товарную и географическую структуру международных товарных потоков. Причем оказывается это воздействие на разных уровнях: национальном – с помощью органов государственной власти; региональном – с помощью интеграционных группировок; международном – используя различные международные организации, двусторонние и многосторонние соглашения с другими странами.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер ее воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняются в зависимости от внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом для достижения желаемых результатов используется тот или иной набор средств.

В настоящее время используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди применяемых методов следует выделить две большие группы: прямые методы и косвенные. К прямым относят административные методы, в числе которых контингентирование, лицензирование, таможенные тарифы. Косвенные методы опираются на использование таких инструментов, как кредитование, страхование, субсидирование, налогообложение агентов внешнеэкономического обмена. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на объемы и направления внешнеэкономических сделок не непосредственно, а путем регулирования размеров издержек производства и прибыли.[25]

Весь арсенал инструментов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности так же может быть подразделен на две группы. Одну составляют инструменты, принцип действия которых состоит в изменении, корректировке стоимостных факторов и пропорций внешнеэкономического обмена. Сюда входят различного рода налоги, тарифы, сборы и другие поступления в казну, субсидии, финансовые гарантии, кредиты, государственные закупки и другие
стоимостные рычаги. Вторая группа инструментов организационно-распорядительные средства воздействия государства на внешнеэкономические связи, значение которых состоит в обеспечении общих политических и организационно - технических условий внешнеэкономического обмена. Среди них межправительственные договоры, национальное внешнеэкономическое законодательство, различные нормы, правила, предписания, устанавливаемые государством для регламентации тех или иных сторон внешнеэкономической деятельности.

Итак, спектр используемых методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности достаточно широк. И в зависимости от того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, т.е. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств.

Каковы же основные типы внешнеэкономической политики государств: В самом общем виде можно говорить о двух типах: «протекционизм» и «свободная торговля», хотя в реальной жизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не выступает. Остановимся на каждом из указанных типов подробнее.

Свободная торговля представляет собой систему рычагов, направленных на отмену или снижение барьеров на пути международных товаропотоков. В основе концепции «свободной торговли» лежит принцип сравнительных преимуществ, который был сформулирован еще Адамом Смитом. Этот принцип состоит в том, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.[26]

Отмечают следующие доводы в пользу «свободной торговли». Так как структура и уровень технологических знаний каждой страны различны, то каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на другие товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир – и каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Если же страны не могут свободно торговать они должны перебросить ресурсы с  эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Учеными отмечается также и возможность достижения побочной выгоды от свободной торговли, заключающейся в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, к тому же, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.[27]

Несмотря на признание на международном уровне внешнеэкономической политики, основанной на принципах свободной торговли, как наиболее приемлемой, ряд стран в регулировании внешнеэкономических связей придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов, способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.

Итак, протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов:

- тариф или таможенные пошлины;

- импортная квота;

- нетарифные барьеры;

- добровольные экспортные ограничения;

          - экспортные субсидии и компенсационные пошлины;

           - демпинг.

В целях противодействия демпингу вводится антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем  рынках, вводимый импортирующей страной.[28]

В пользу политики протекционизма выдается ряд доводов. Среди них необходимость обеспечения обороны, увеличения внутренней занятости, защита молодых отраслей и диверсификация ради стабильности.

Аргумент необходимости обеспечения обороны состоит в следующем. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Но достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей.

Еще более уязвим такой довод в пользу протекционизма, как увеличение внутренней занятости. Считается, что в результате увеличения чистого экспорта за счет сокращения импорта произойдет резкий рост доходов и занятости.[29]

Действительно, увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но ведь в то же время создаются и другие рабочие места в более эффективных отраслях, а также появляются новые рабочие места, связанные с реализацией импортной продукции, ее сервисным и другим обслуживанием.

И, наконец, поднятие пошлин и установление квот одной страной подтолкнет к ответным действиям ее партнеров, в результате чего ухудшаются в целом условия международной торговли, сократится ее объем и снизится уровень доходов и занятости во всех странах.

Внимания заслуживает и такой аргумент для оправдания пошлин, как необходимость диверсификации ради стабильности. Предполагается, что защита пошлинами и квотами необходима странам с высокоспециализированной экономикой для стимулирования промышленной диверсификации и, как следствие, уменьшение зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Очевидно, что такой аргумент может быть использован только слаборазвитыми странами и при определенных обстоятельствах.

И, наконец, несколько слов о таком доводе в пользу протекционизма, как защита молодых отраслей. Этот аргумент можно назвать справедливым исключением, имеющим экономическое оправдание. Действительно, временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм дает возможность нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Но в этой связи необходимо помнить о следующем. Во-первых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. Во-вторых, в высокоразвитых странах, когда в условиях жесткой иностранной конкуренции национальные производители обращаются к правительству с просьбой защитить их, дав возможность провести модернизацию и повысить конкурентоспособность, возможен обратный эффект. Протекционизм, увеличивая прибыли и предоставляя средства для модернизации, в то же время снимает остроту вопроса о необходимости изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.