Поправкой, внесенной в Регламент в 2000 году, было закреплено, что фракция, образуемая на основе избирательного объединения, прошедшего по общефедеральному округу, подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
С принятием в 2000 году поправок к статьям 16—18 Регламента Государственной Думы порядок регистрации и образования фракций и депутатских групп был в значительной мере унифицирован и ужесточен. В частности, для образования депутатской фракции необходимо не только сообщение ЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения, но и предварительное проведение организационного собрания фракции.
Общим главным основанием прекращения деятельности парламентской фракции является сокращение ее численности ниже установленного минимума. Некоторые регламенты предусматривают также право фракций на самороспуск. Кроме того, фракция ликвидируется в случае запрета политической партии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Регламента Государственной Думы внутреннюю деятельность депутатские объединения организуется самостоятельно, то есть вправе сами определять структуру и порядок избрания руководящих органов, объем и сроки их полномочий, периодичность проведения своих заседаний, порядок обсуждения и принятия решений. В связи с этим ряд фракций и депутатских групп приняли свои регламенты, в рамках которых обеспечили решение указанных вопросов.
Вместе с тем важно особо отметить, что процедура, в соответствии с которой формируется руководство фракции ни в законодательстве, ни в Регламенте явно не обозначена. На практике, как правило, деятельностью парламентской фракции руководит ее лидер, представляющий депутатское
объединение в Совете Государственной Думы с правом решающего голоса, выступающий от ее имени на пленарных заседаниях и обеспечивающий координацию работы объединения.[28]Государственной Думе четвертого созыва во всех парламентских фракциях, существуют должности заместителей председателя депутатского объединения, в ряде фракций существуют должности, функциональное назначение которых аналогично функциям, выполняемым исполнительным органом партии (организация собраний депутатского объединения, подготовка документов к заседанию Совета фракции, выпуск документов в соответствии с принятыми решениями). Во фракции Коммунистической партии Российской Федерации это должность координатора партии, во фракции «Яблоко» — секретаря, во фракции «Союз Правых Сил» — ответственного секретаря (с января 2002 года должность ответственного секретаря объединена с должностью заместителя руководителя фракции).
Подводя итог этому вопросу, необходимо заметить, что общей тенденцией в парламентском процессе современной России, стало увеличение числа руководящих должностей в парламентских фракциях наряду с увеличение численности комитетов и комиссий.
Практика российского парламентаризма выработало различные формы работы в депутатских объединениях. Основной и базовой формой коллегиального обсуждения и принятия решений являются собрания фракции, на которых определяется политическая позиция фракции, принимаются политические заявления, решаются вопросы о приеме новых членов, определяется позиция депутатского объединения при голосовании.
Еще одной важной формой парламентской работы является работа с избирателями в округах, проводимая членами депутатских объединений. Любопытно заметить, что поскольку Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений, связанных с количеством депутатов, закрепляемых за каждым субъектом Федерации, а также не запрещает закрепление одного депутата сразу за несколькими субъектами, это позволяет самим фракциям с разной степенью интенсивности проводить работу в регионах, при необходимости используя депутатский корпус как своего рода «политический десант», призванный оживить работу партии в том или ином регионе.
Современное парламентское право, признавая фракции важнейшим структурным элементом парламента, предоставляет им ряд прав и привилегий, для реализации которых им предоставляется материальная база (помещения, технический, административный персонал, оказывается финансовая поддержка за счет бюджета парламента).
В отечественной юридической литературе выдвигаются предложения по совершенствованию правовой регламентации парламентской деятельности российских политических партий, уточнению правового статуса парламентских фракций.
Другой разновидностью депутатских объединений являются депутатские группы, образуемые из депутатов, не вошедших во фракции, и наделяемые теми же правами, что и фракции, образуемые на базе избирательных объединений и блоков. В частности, депутатские группы имели по одному голосу в Совете Государственной Думы, признавались в качестве участников так называемого пакетного соглашения и допускались к распределению руководящих постов в парламентских комитетах, а также получали право обязательного выступления на пленарных заседаниях при обсуждении каких-либо вопросов и т.д.
Следует отметить, что в практике российского парламентаризма инициатив по созданию депутатских объединений было значительно больше, чем зарегистрированных депутатских групп.
Заключение
В заключении следует отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцелью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования.
Для того чтобы роль политических партий действительно стала главной в формировании российского гражданского общества, необходимо не только законодательно закрепить положение политических партий в российской правовой системе но и постоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений, основанных на анализе правоприменительной практики.
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
Во-первых, партийная система Российской Федерации находится в стадии формирования. Об этом свидетельствует, в том числе, и то, что некоторые положения Закона о партиях носят переходный характер. Созданная в России правовая база требует ряда доработок, а также некоторой дополнительной кодификации и комментариев для правоприменителей и правоохранительных органов.
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2002. – 56 с.
2) О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3) О государственной регистрации юридически лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4) Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7) О выборах Президента РФ: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
9) Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая – М.: Издательская группа ИНФРА–М-НОРМА, 2009 год.
10) Гражданский процессуальный кодекс РФ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Список научной монографической, учебной литературы
11) Алиев А.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2000.
12) Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2004. – 488 с.
13) Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. Л.А. Зиминой. М.: Академ.проект, 2000. – 557 с.
14) Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. – М.: Ин–т права и публичной политики, 2003. – 300 с.
15) Зеленко Б.И. Политические партии и развитие гражданского общества в России. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 95 с.
16) Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. – М.: РЦОНИТ, 2002. – 176 с.
17) Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» / Под ред. С.Н. Братановского, А.А. Рождествиной // Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии.
18) Лапаева В.В. Комментарий к Федеральному Закону «О политических партиях». - М., 2002. – 249 с.
19) Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М., 2005. – 588 с.
20) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2005. – 672 с.
21) Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве, - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998, - 288 с.
Список статей периодических изданий
22) Ерыгина В.И. Партийные нормы как разновидность социальных норм // Проблемы правоведения. – 2003. - № 1. – С. 37-46.
23) Зеленко Б.И. Политические партии и гражданское общество // Право и политика. – 2003. - № 3. – С. 41-58.
24) Керимов А.Д. Некоторые проблемы участия партий в выборах // Право и политика. – 2003. - № 1. – С. 16-25.
25) Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 22.
26) Любимов А.П. Совет Государственной Думы как орган палаты Федерального Собрания // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1997. - №7. - С. 6-7.
27) Семыкина Т.В. Тенденции развития партийной системы в России // Власть. – 2003. - № 12. – С. 25-27.
28) Чуев А.В. Что такое партия? // Выборы. Законодательство и технологии. – 2000. - № 12. – С.15-19.
29) Шейнис В. Избирательный закон: новый раунд измерений // Известия. - 2001. - 31 октября.
Материалы диссертаций и авторефератов
30) Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02. М., 2002.
31) Заславский СЕ. Институционализация многопартийности в со- временной России: генезис, механизмы формирования, перспективы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.02. М., 1995. - 23 с.
Электронные ресурсы
32) Белов С.А. Правовое регулирование политических партий в РФ: проблемы и пути её решения. Информационный Интернет-портал, http // strategy-spb.ru
33) Устав Всероссийской партии «Единая Россия»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998, - С. 36-50.
[3] Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: дисс.... канд.юрид.наук. - М.: МГЮА, 2002. - С. 52.
[4] Заславский С. Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы: дисс... канд. полит, наук. - М.: МГУ, 1995. – С. 128.
[5] О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ
[6] Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М., 1998. - С. 37 – 38.
[7] Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» / Под ред. С.Н. Братановского, А.А. Рождествиной // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Комментарии.
[8]Теория государства и права курс лекций /Под.-ред*. Матузова Н.И. и Малько А.В..-М.. 2005 г
[9] Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002
[10] Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2004. - С. 217.
[11] Устав Всероссийской партии «Единая Россия»: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Устав Либерально-демократической партии России (ЛДПР): #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ
[14] Спектор Е.И. Развитие законодательства о государственной регистрации // Журнал российский права. -
2002. - № 7. - С. 36-37.
[15] Лапаева В.В. Комментарий к Федеральному Закону «О политических партиях». - М., 2002. - С. 47.
17Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 22.
[17] К этим документам относятся: заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии,
два экземпляра устава политической партии, программу политической партии, копии решений съезда о
создании партии, экземпляр печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате
проведении учредительного съезда, документ об уплате государственной пошлины, сведения об адресе
руководящего органа партии, копии протоколов проведённых более чем в половине субъектов РФ
конференций или общих собраний региональных отделений партии.
[18] О государственной регистрации юридически лиц: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
[19] О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ
[20] Заславский С.Е. Правовые формы организации политических партий в России. // Законодательство и экономика. – 1997. - №1,2. – С.4.
[21] Гулиев В.Е Российская государственность состояние и тенденции. Политические проблемы. – М.: Теис. – 1993. – С.90.
[22] Дюверже М. Указ. соч. - С. 264.
[23] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Собрание законодательства РФ. - 2002.- №24. -С. 2253.
[24] О выборах Президента РФ: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Российская газета. - 2003. - 16 января.
[25] О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 // Российская газета. - 2002. - 25 декабря
[26] Шейнис В. Избирательный закон: новый раунд измерений // Известия. - 2001.- 31 октября.
[27] О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10 января 2003 года №20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 172.
[28] См.: Любимов А.П. Совет Государственной Думы как орган палаты Федерального Собрания //
Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1997. - №7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8