Безусловно, в Российской Федерации с принятием Федерального Закона «О политических партиях» в процедуре создания политических партий произошли существенные изменения. Поскольку данный Федеральный закон был принят, когда в России уже сформировались политические партии, законодателю пришлось выделить два способа учреждения партии (п. 1 ст. 11 ФЗ « О политических партиях»):
- образование её на учредительном съезде, когда инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан;
- создание партии путём преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде, когда инициатива исходит от руководящих органов этого общественного объединения, управомоченных на то их уставом.
При первом способе образования политической партии инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан - учредителей партии, объединившихся для достижения указанной цели в оргкомитет, в составе не менее 10 человек сроком на один год, причем в законе порядок формирования и роспуска его персонального состава не уточняется.
Далее, в соответствии со ст. 12 Закона «О политических партиях» организационный комитет вместе с пакетом документов направляет уведомление о своём намерении создать партию «в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», на принятие решений об осуществлении государственной регистрации политических партий»[13], который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий представление, причём единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения является отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего руководители оргкомитета создаваемой партии в течение месяца публикуют в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию.[14]
Главной обязанностью оргкомитета является проведение в течение срока своих полномочий учредительного съезда политической партии, после проведения которого он прекращает свою деятельность, а денежные средства и иное имущество оргкомитета, финансовый отчёт об их использовании, с указанием источников поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если же оргкомитет в течение одного года не проведёт учредительный съезд, то полученное им имущество возвращается жертвователям либо обращается в доход государства.[15]
Необходимо отметить, что Закон не регулирует в деталях процедуру проведения учредительного съезда, однако он даёт исчерпывающий перечень решений, после принятия которых партия считается созданной. Это следующие решения, принятые на съезде: 1) о создании политической партии; 2) об образовании её региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава партии; 4) о принятии программы партии; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии, которые принимаются простым большинством голосов делегатов.
При этом, вполне закономерно, что моментом образования политической партии путём учредительного съезда является не момент его окончания, а момент принятия им необходимых для создания партии решений, ведь ни одна партия не застрахована от прецедента, произошедшего на учредительном съезде Демократической партии России в 1990 году, когда вследствие значительных разногласий съезд покинула значительная группа депутатов, и он не был завершён.
Стоит отметить, широкое применение подобного способа образования новой политической партии, о чём свидетельствует тот факт, что с момента вступления ФЗ «О политических партиях» Минюстом России было зарегистрировано около 80 оргкомитетов по созданию политических партий, из которых более 40 провели учредительные съезды.
Но, несмотря на это, можно предположить, что создание политической партии путём преобразования её из общероссийской общественной организации или общественного движения представляется гораздо более приемлемым, так как позволяет опереться на уже созданные и эффективно функционирующие оргструктуры.
Действительно, при этом способе создания партии инициатива исходит от руководящих органов уже созданного общественного объединения, причём не обязательно политического характера. Однако, при таком преобразовании необходима поддержка этой идеи внутри общественного объединения, а она имеется далеко не всегда.
В случае же, если идея преобразования поддержана, организация не позднее, чем за месяц до созыва съезда, должна опубликовать в общероссийском периодическом печатном издании сведения о месте и времени его проведения.
После проведения учредительного съезда партии либо съезда общероссийской общественной организации или движения, принявшего решение о преобразовании соответствующего общественного объединения в политическую партию, созданная партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования, которая в течение месяца размещает их в объёме не менее двухсот газетных строк. При этом моментом создания политической партии путём её преобразования из общественного объединения является её внесение в единый государственный реестр юридических лиц.
Что касается проблемных моментов в процессе преобразования общественного объединения в политическую партию, то на практике остается неразрешенным вопрос о процедурной форме подтверждения членами общественной организации своего членства в создаваемой партии и форме такого подтверждения. В связи с этим Минюст определил, что в ходе преобразования и последующей перерегистрации общественных объединений в партии их члены обязаны подтвердить свою принадлежность к созданной партии путём подачи заявлений, форма и содержание которых регламентируются внутренним законодательством партии. При регистрации региональных отделений ими должны быть представлены личные заявления в письменной форме в количестве не менее 100 экземпляров.
Необходимо подробнее остановиться на толковании термина «создание партии». С одной стороны, Федеральный закон «О политических партиях» применяет термин «создание» только к процедуре утверждения партий на учредительном съезде, а процедура обязательной государственной регистрации регулируется отдельной главой закона и этапом создания партии, соответственно, не является. Более того, данный Федеральный закон прямо указывает, что партия считается созданной со дня принятия съездом соответствующих решений. С другой стороны, п.4 ст. 11 Закона гласит, что при создании политической партии путём преобразования в политическую партию общероссийского политического объединения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр, и, кроме того, политическая и её региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объёме лишь с момента государственной регистрации (п.2 ст. 36). Ещё одним аргументом в пользу того, что процедура создания включает в себя и государственную регистрацию, является то, что партия приобретает право участвовать в выборах и референдумах только с момента представления в регистрирующие органы документов о государственной регистрации её региональных отделений.
Подробное рассмотрение норм закона позволяет сделать вывод о том, что термин «создание», применяемый законодательством только к процедуре учреждения партии на съезде имеет гораздо более широкое содержание и включает в себя не только её учреждение, но и прохождение государственной регистрации, поэтому, возможно, применение термина «учреждение» вместо нынешнего «создание» было бы более правильным. В связи с этим, вполне уместно внесение изменения названия Главы II с «Создания политической партии» на «Учреждение политической партии» в Законе РФ «О политических партиях».
Как следует из вышеизложенного, определённой правосубъектностью не зарегистрированная партия уже обладает со дня своего создания (например, имеет право на осуществление информационно-пропагандистской деятельности), однако юридическим лицом и полноценным субъектом избирательного процесса партия становится только после государственной регистрации, приобретая статус юридического лица. Регистрация политических партий является основной стадией институционализации политических партий, в ходе которой её правовой статус получает официальное подтверждение, при этом в отдельных странах она имеет свои особенности материального и процедурного характера.
Анализируя ФЗ « О политических партиях», следует отметить, что в нашей стране к политической партии предъявляются следующие требования: необходимым условием создания политической партии является соответствие идеологической направленности политической партии нормам, установленным законодательством: запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которой направлены на осуществление экстремистской деятельности; общая численность политической партии не должна быть менее 50000 членов (при этом численность региональных отделений партии более чем в половине субъектов РФ должна быть не менее 500, а в остальных - не менее 250); руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные органы политической партии, её региональные отделения иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации; создание и деятельность региональных и межрегиональных партий Законом не предусмотрены; партии являются «единственной» формой общественных объединений, имеющей право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборы т.д.
Стремление российского законодателя к формированию организационно сильных партий с фиксированным членством (ст. З ФЗ « О политических партиях») при выдвижении материальных требований при регистрации политических партий понятно, но здесь есть свои дискуссионные моменты, требующие дальнейшего осмысления и доработки. Так, Федеральный закон «О политических партиях» однозначно закрепил, что создание партий в России возможно только на федеральном уровне (ст. З). Целью данной новеллы, по всей видимости, было укрепление федеральных тенденций в нашей стране и предотвращение появления сепаратистки настроенных лидеров у власти в субъектах Российской Федерации. Однако запрет на региональные и межрегиональные партии выглядит весьма спорным, так как субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются государственно-властными образованиями, что предполагает наличие в рамках этих субъектов политических отношений и соответственно форм политической организации населения, включая политические партии.[16]
Для государственной регистрации политическая партия предоставляет в орган юстиции пакет документов, определённый в статьях 16 и 17 ФЗ « О политических партиях». [17] Если же партия создаётся путём преобразования из общественной организации или движения, то в этом случае к вышеуказанному перечню документов прибавляется ещё передаточный акт общественной организации или движения, составленный в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, и, кроме того, все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8