Рефераты. Современная политическая партия в избирательном процессе






После установления соответствия документов необходимым требованиям Минюст России или его территориальное подразделение принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет соответствующие документы в регистрирующий орган, который, в пятидневный срок со дня их получения вносит в Государственный реестр юридических лиц запись о политической партии; после чего не позднее чем через три дня после получения от регистрирующего органа информации о внесении в государственный реестр Минюст России выдаёт уполномоченному лицу политической партии свидетельство, подтверждающее факт внесения соответствующей записи.[18]

Если же уполномоченным органом принято решение об отказе в регистрации политической партии, то заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня предоставления документов на регистрацию, причём в письме должно быть указаны основания для отказа в регистрации. Отказ либо уклонение от государственной регистрации политической партии могут быть обжалованы в суде: заявление об обжаловании отказа в её государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи. Отказ от государственной регистрации не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные федеральные органы при условии устранения оснований, вызвавших отказ.[19]

Важным нововведением ФЗ «О политических партиях» стало требование обязательной государственной регистрации региональных отделений, которая осуществляется на местах не позднее чем через шесть месяцев после государственной регистрации самой партии. Следует заметить, что в ходе регистрации региональных отделений партий в законе «О политических партиях» были выявлены слабые места. Для отказа в регистрации ФЗ «О политических партиях» предусмотрено всего два основания: отсутствие необходимых для регистрации документов и обнаружившееся несоответствие содержащихся в них требований данному Закону.

Практически невозможно отказать в регистрации тем региональным отделения, численность которых меньше, чем велит закон, так как при необходимости партия успевает принять необходимое число новых членов. В этой связи, целесообразно привести выдержку из выступления на коллегии Министерства юстиции замминистра юстиции Евгения Сидоренко: «Часто все эти новые члены живут по одному адресу - в студенческом общежитии или в доме престарелых, что явно указывает на возмездный характер приема в партию».

Широкое распространение получила практика отказа в регистрации на основании того, что количество членов в списках, представленных на регистрацию, не совпадает с количеством членов партии, указанных в протоколе общего собрания, хотя данный отказ может быть обоснованным только в том случае, если численность членов партии в любом из указанных документов менее 500 человек.

Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.

«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа»

Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.

Подобные положения распространяются и на региональные отделения политической партии.

Временное приостановление деятельности политических партий представляет собой меру, применяемую к партии в качестве санкции за нарушение определенных правовых предписаний. Приостановление деятельности политической партии влечет за собой ряд правовых последствий: запрещается любая публичная деятельность (проведение собраний, митингов, демонстраций, пользование средствами массовой информации и т. п.), ограничивается ее право распоряжаться собственными финансовыми средствами (в частности, банковскими счетами), но главное — она лишается права участвовать в выборах.

Согласно российскому законодательству существуют следующие основания приостановления деятельности политических партий:

- деятельность политической партии может быть приостановлена

вследствие нарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- деятельность партии приостанавливается, если она не соответствует положениям устава;

- деятельность политических партий может быть приостановлена в связи с введением чрезвычайного и военного положения.

Вполне естественно, что в случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав. Приостанавливаются их права как учредителей средств массовой информации, пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, им запрещается проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах. Операции по банковским вкладам могут вестись ограниченно, лишь для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения, возмещением причиненного их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетами по трудовым договорам (контрактам). В то же время партии сохраняют вещные и обязательные права, право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов, устанавливать и поддерживать международные связи и т.д. Внутренняя жизнь партии в этот период также не прекращается (проводятся съезды политических партий и конференции ее региональных отделений, действуют руководящие органы партии).

Если в течение срока приостановления деятельности, установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившие основанием для приостановления, то после истечения указанного срока она возобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то в соответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии. При этом в партийном законодательстве предусматриваются юридические, политические и имущественные последствия приостановления деятельности партии.

В Российской Федерации партия может окончательно утратить свой статус только в результате ликвидации, которая может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Решение о добровольной ликвидации партии принимается в соответствии с ее уставом на съезде партии, в работе которого принимают участие представители региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. На региональном же уровне добровольная ликвидация возможна в двух случаях: если такое решение примет руководящий орган партии, управомоченный на то ее уставом, а также в случае ликвидации самой политической партии.

Принятое решение о ликвидации политической партии направляется в Минюст России, который принимает решение о государственной регистрации факта ликвидации партии и направляет в регистрирующий орган необходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.

В отношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением "федерального " законодательства или перестала отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» применяется правовая санкция в форме ликвидации в судебном порядке.

Решение о ликвидации политической партии может быть принято в следующих случаях: при невыполнении требований пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях», не устранении в установленный срок решением суда нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, неучастии политической партии в выборах в течение пяти лет и т. д.

В соответствии со статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение по первой инстанции дел о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий относится к ведению Верховного Суда Российской Федерации, а дел о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии — к ведению верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;

2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;

4) отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее 500 человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членов равного пятидесяти тысячам.

Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.

В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

Рассмотренная правовая регламентация порядка создания, и ликвидации политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широком правовом регулировании этого вопроса. Эта регламентация преследует две основные цели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам демократического правового государства.[20]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.