Рефераты. Совершенствование организации выборов в органы местного самоуправления (на примере г. Хабаровск)






         Федеральным законом о местном самоуправлении была определена единая для всех субъектов РФ двухуровневая территориальная система организации местного самоуправления и предусмотрено пять видов муниципальных образований: муниципальный район – несколько городских и/или сельских поселений; сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов; городское поселение – один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа; городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района; внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения – Москвы или Санкт-Петербурга [26].

         В настоящее время муниципальная реформа в РФ находится на новом этапе своего развития. 1 января 2009 года закончился переходный период реализации Федерального закона о местном самоуправлении, и, начиная с указанной даты, его положения полностью вступили в силу на территории всех субъектов РФ, в связи с чем органы местного самоуправления получили весь объем полномочий, установленных указанным законом. Сегодня можно оценить имеющуюся практику реализации Федерального закона о местном самоуправлении в 81 субъекте РФ (кроме Республики Ингушетия и Чеченской Республики), отметить достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, определить перспективы дальнейшего развития российской муниципальной реформы и сформулировать предложения по совершенствованию порядка формирования органов местного самоуправления в РФ [28].

         24 ноября 2008 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Указанный закон устанавливает на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики переходный период до 1 января 2010 года, в течение которого в них должно быть завершено формирование органов местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в этих республиках планируется провести 11 октября 2009 года [28].

         По состоянию на май 2005 года в РФ насчитывалось 24 079 муниципальных образований, в том числе 11 582 (почти 50 %) – вновь образованных (преобразованных) в ходе муниципальной реформы. Столь масштабное увеличение количества муниципальных образований обозначило проблему совершенствования механизма подготовки и проведения муниципальных выборов [34].

         В соответствии с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в РФ до 1 ноября 2005 года должно было завершиться формирование выборных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. С января по 30 октября 2005 года во всех субъектах РФ (за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики) были проведены выборы органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, причем наибольшее их количество – в 57 субъектах РФ – в октябре 2005 года [34].

         По состоянию на 1 декабря 2005 года в РФ насчитывалось уже 24 238 муниципальных образований, в том числе вновь образованных – 12 251. Среди общего количества муниципальных образований насчитывалось: 19 892 сельских поселения (82,0 %); 1 756 городских поселений (7,3 %); 1 802 муниципальных района (7,4 %); 552 городских округа (2,4 %); 236 внутригородских территорий городов федерального значения (0,9 %) [34].

         Таким образом, с 1 декабря 2005 года в целом по РФ общее количество муниципальных образований сократилось в результате преобразований на 171, в том числе на: 122 сельских поселения,  13 городских поселений, 46 городских округов.

         В это же время было образовано 10 новых муниципальных районов. Можно также сделать вывод о том, что общая территориальная структура местного самоуправления в РФ не изменилась – наибольшее количество муниципальных образований в РФ с 2005 года составляют сельские поселения – 19 770, то есть более 82 процентов от общего количества муниципальных образований [34, 28].

         Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов. В соответствии со статьей 131 Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования [25]. При этом статья 130 Конституции дает основания для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления – выборных и формируемых иным (не выборным) путем. Структура органов местного самоуправления муниципального образования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень конкретных органов местного самоуправления (выборных и иных), образуемых в соответствии с требованиями закона.

         Федеральным законом о местном самоуправлении установлено, что органы местного самоуправления каждого муниципального образования обязательно должны включать: представительный орган муниципального образования, обладающий правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени; главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом  о местном самоуправлении собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; местную администрацию – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрацией по контракту (так называемый «сити-менеджер») [23].

         В соответствии со статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении: представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан; представительный орган муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении;  может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2].

         Статья 36 указанного Федерального закона [2] устанавливает, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава является председателем представительного органа муниципального образования; не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

         В 2004–2005 годах в подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы муниципальных образований избирались на муниципальных выборах, в том числе: 19 815 представительных органов сельских поселений (99,7 %); 1 756 представительных органов городских поселений (100 %); 1 704 представительных органа муниципальных районов (94,5 %); 552 представительных органа городских округов (100 %); 236 представительных органов внутригородских территорий городов федерального значения (100 %) [34].

         Полномочия 78 представительных органов сельских поселений (0,3 %) осуществлялись сходом граждан. Представительные органы 98 муниципальных районов (5,5 %) формировались путем делегирования в их состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений [32].

         По состоянию на 1 января 2009 года из 24 067 представительных органов муниципальных образований на муниципальных выборах было избрано 23 790 (98,8 %), в том числе: 19 692 представительных органа сельских поселений (99,6 %); 1 743 представительных органа городских поселений (100,0 %); 1 613 представительных органов муниципальных районов (89,0 %); 506 представительных органов городских округов (100,0 %); 236 представительных органов внутригородских территорий городов федерального значения (100 %) [28].

         Как и в 2005 году, полномочия 78 представительных органов сельских поселений (0,4 %) осуществлялись сходом граждан [28].

         Представительные органы 199 муниципальных районов (10,98 %) были сформированы путем делегирования в их состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений [24].

         Увеличение в два раза количества представительных органов муниципальных районов, сформированных путем делегирования в их состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений, способствовало разрешению так называемой «проблемы двух пятых». Указанная проблема часто возникает в связи с невозможностью одновременно выполнить требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) и Федерального закона о местном самоуправлении, предписывающие, с одной стороны, гарантировать принцип равенства избирательных округов по числу избирателей на один депутатский мандат, а с другой – обеспечить, чтобы число депутатов, избираемых от одного поселения, не превышало двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района [26].

         В 2004–2005 годах из общего количества 24 238 глав муниципальных образований на муниципальных выборах избирались 15 208 глав муниципальных образований (62,74 %), в том числе: 12 263 главы сельских поселений (80,63 %); 1227 глав городских поселений (8,06 %); 1246 глав муниципальных районов (8,19 %); 466 глав городских округов (3,05 %); 6 глав внутригородских территорий городов федерального значения (0,05 %) [34].

         Представительными органами местного самоуправления из своего состава в 2004–2005 годах избирались главы 9 004 муниципальных образований (37,15 %), в том числе: 7 601 глава сельского поселения (84,42 %); 531 глава городского поселения (5,89 %); 556 глав муниципальных районов (6,18 %); 86 глав городских округов (0,96 %); 230 глав внутригородских территорий городов федерального значения (2,55 %). На сходах граждан было избрано 26 глав сельских поселений (0,11 %) [34].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.