Рефераты. Система категорий социологии политики






Середина - наличие стабильного бюрократического аппарата

Внизу - активные члены партии

Ниже – пассивные члены партии, которые к ней примыкают

Степень причастности к партии – раскрывает взаимоотношение индивида с партией.

Наиболее активный круг – избиратели

Симпатизант – симпатизирующий партии. Отличается от избирателя тем, что открыто выражает свою приязнь.

Членство – внутренний круг активности.

Социологическая оценка партий включает в себя:

1. - величина

- особенности

- характер социальной базы

2. шансы партии на овладение государственной властью


28. Место и функции политических партий в механизме функционирования политической системы. Понятие и типы партийных систем


Функции полит партий:

1. агрегация соц интересов (включение интересов в полит программу)

2. Обеспечение взаимосвязи граждан и государства

3. Институционализация политического участия граждан.

4. Интеграция социальных групп/ сегментирование общества.

5. Рекрутирование политических элит и лидеров

6. Политическая социализация граждан

Эти функции общие и для политических партий, и общественных движений

Специальные функции политических партий:

1. Участие в выборах в органы гос власти

2. Участие в процессе принятия решений

Партийная система – совокупность всех полит партий, действующих в данной стране.

Система отношений полит партий с государством по поводу распределения рычагов власти.

Партийная система – совокупность всех политических партий, находящихся в данной политической системе; это взаимодействие всех политических партий с социальными институтами, это ткань гражданского общества. В той мере, в какой партия участвует в политической системе, она предстает как социально-политический институт.

Типы партийных систем. Типологий множество. Наиболее известная – типология Сартори, где в основе лежит идеологическая удаленность партий. Дюверже.

Однопартийная система (партия-гегемон) – получила распространение после Второй Мировой. Новоявленные страны выбирали себе политическую ориентацию. Таким образом подобные партии овеществляли государство. Тип партии – авторитарный, назначение – мобилизация населения. Партия-государство. Партия Кубы, Гвинея Бисау. КПСС не подходит, т.к. внутри поглощенных стран были свои партии-сателлиты.

Партия с доминирующей партийной системой – партия относительного плюрализма. Это партийная система, которая относительно невелика (до 4 партий), где одна из партий постоянно завоевывает большинство. Доминирующая партия подтверждает свою роль в нескольких выборах (получать по 35% и >%)

Двухпартийная система – складывается в странах развитой демократии. В двухпартийной системе проигравшая партия находится в оппозиции, она просто обязана критиковать другую. При двухпартийной системе создается устойчивое правительство.

Трехпартийная система – 3 партии у власти. Необходима стабильность в стране. Третья партия может становиться союзником и вообще нормализующим элементом. (Германия)

Четырехпартийная система (Франция).

Относительный плюрализм.

Типология политических партий:

Нахождение у власти:

·     Правящие

·     Оппозиционные

Структура:

Кадровые. Эти партии существуют, в основном, в период проведения избирательного процесса. Сбор профессиональных политиков, которые обрастают комитетами по избирательным делам. В другое время в ней нет ни членства, ни членских взносов. Лидеры формируют кадровый состав партии. Сами же лидеры

Массовые (умеренно-централизованные) Возникли со второй половине 19 века снизу – социалисты, социал-демократы. В них есть и программы, и все необходимые атрибуты. Соблюдается принцип централизма. Такие партии строго идеологизированные. Сейчас время подобных партий ушло. Немецкий Всеобщий Рабочий Союз.

Централизованные. Массовые партии тоталитарного типа, например, КПСС. Партия, руководящая силами страны. Номенклатура в подобной партии – при наличии хорошей рекомендации, попадание в струю и продвижение по партийной лестнице. Это исключает возможность получения места неквалифицированными кадрами. Партии фашистского типа.


29. Особенности развития партийной системы и проблемы партийной идентификации в современной России


У нас зарегистрировано 15 партий. 4 входят в Думу ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия").

- партийная система строилась сверху. Партии не смогли стать теми субъектами гражданского общества, которыми должны были стать.

- президентская власть носила над партийный характер, а партии сосредоточены в Думе. А Дума не сильна в полит процессе.

- партия власти.

Процесс становления партийности в дореволюционной России был сходен с европейским и другими партиями лишь по спектрам политических партий. Формирование партийной системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не крестьянские и не буржуазные партии, что было бы естественным при индустриальном развитии России в конце 19 – начале 20 века. Вначале появилась социал-демократическая рабочая партия. То, что было конечным пунктом в формировании политической структуры западноевропейских стран, было для России началом формирования партийной системы. Это связано со своеобразием всего исторического развития страны.

К значительному фактору, влияющему на особенности становления политических партий в России нужно отнести роль российского государства в развитии этноса.

В западноевропейских странах государство вырастало из общества, то есть процесс шел снизу вверх. В России же главным организатором общества выступало государство. Оно создавало общественные слои, то есть процесс шел сверху вниз. И вместе с тем, государство Российское было слабым. Эта противоречивая сущность российского государства особенно четко обозначилась и оказала существенно влияние на особенности становления политических партий именно в момент их появления, зарождения. Это обстоятельство буквально вынуждало их становиться резко оппозиционными правительственным силам. На формирование политических партий, их облик оказывали большое влияние особенности социокультурного развития страны, главной из которых является глубокий раскол российского общества. (Общество, пораженное расколом, характеризуется общей социальной неустойчивостью, разрывом связей внутри общества, между обществом и государством, между духовной элитой и народом, между правящей и духовной элитой, внутри личности, высоким уровнем дезорганизации).

Основная масса партий возникла как оппозиционная. Более того, они были вынужденно нелегальными: российское государство и в начале 20 века крайне враждебно относилось к факту существования политических партий. Вместе с тем, политические партии видели в государстве самое важное орудие обновления и развития российского общества. Политическая тактика многих партий отличалась нетерпимостью, неспособность к компромиссам, склонностью к политическому экстремизму. 1901 год первая партия России – Российской социал-демократической партии характерны типичные для всех российских политических объединений черты: утопизм политической программы, крайне негативное отношение к существующему самодержавному российскому государству, стремление к его полному разрушению сочеталось с признанием государства в качестве главного средства построения социализма, как справедливой общественной фармации. Субъективно ориентируясь на определенный социальный слой – рабочий класс, фактически они выражали интересы большой социальной группы, находившейся в переходном состоянии.

В течение более 70 лет являлась руководящей, направляющей партией превратила страну из аграрной в высокоразвитую. Однако этому сопутствовали и многие недостатки однопартийной системы, (нарушение принципа представительности власти, разделение власти, ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, поглощение гражданского общества политической системой) были присущи и КПСС. К концу 80-х годов она допустила свою олигархизацию, оторвалась от масс, не сумела справиться с задачей и ролью авангарда советского народа, выразительницы его совокупных интересов. Вожди партии оказались «несменяемыми», «непотопляемыми», оторвались от рядовых членов, забыли об уставе партии. Все это привело к застою в жизни партии, а затем и к кризису. И правящая партия, причем очень массовая (более 20 миллионов членов, по сути, каждый четвертый трудоспособный гражданин государства) в определенной степени потеряла свою роль и функции.

С развитием демократии в России создались благоприятные условия для формирования в стране многопартийной системы. Становление многопартийности в нашей стране сопровождается и многими трудностями: не сложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба, сложностью национальной структуры, неопределенностью форм государственного устройства и т. д. Появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь ведется лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Однако в силу отсутствия гражданского общества, партии в России возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как выражающие групповые интересы.


30. Методики социологического сопровождения деятельности политических партий в различных фазах функционирования политической системы


Метод анализа документов (политических партий), метод биографический

Анализ организационной структуры политической партии ( как эта партия организована?). Метод анализа документов (в первую очередь – устав партии), изучение СМИ.

Анализ стиля лидерства. В первую очередь надо определить какой это тип лидерства: один человек или группа. Лидерство: 3 вида. В основном лидерство носит рациональный характер, но есть и харизматическое (Жириновский). Интервью с лидерами, с членами партии, анализ публичных выступлений.

Анализ деятельности парламентской фракции. Фракция - те члены партии, которые одновременно являются депутатами в законодательном органе. Анализ деятельности включает в себя:

I.       анализ социально-демографических и социально-профессиональных характеристик (те же методы);

II.      степень сплоченности фракции и ее организованности (анализ процесса голосования (посмотреть, как голосуют депутаты на выборах: каждому депутату предоставляют возможность выбора или согласованно (то есть все голосуют за одного));

III.     анализ результатов голосования (как фракция голосует в парламенте по различным вопросам);

IV.     административные и властные ресурсы фракции (надо изучить, какие посты занимают представители фракции). Анализ документов, интервью с членами фракции, анализ результатов голосования – методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.