Рефераты. Система категорий социологии политики






o        Замена старых норм на новые

o        Сталкиваемся с ресоциализацией – процесс восприятия новых норм и ценностей пол культуры к коренной смене пол предпочтений и ориентиров. Ресоциализация проходит в зрелом возрасте.


22. Понятие политической культуры. Политическая социализация как механизм ее формирования


Полит к-ра тесно связана с полит социализацией. Понятие полит культура возникла всвязи с модернизацией, так же как и полит система. Полит культура есть там где есть полит отношения. Полит культура предст. Собой синтез полит знания и поведения на индивид и групповом уровнях. Сущ-ет ряд цивил-ных составляющих культуры (менталитет). Полит культура это система относительно репрезентативных полит ориентаций убеждений установок эмоций, модели поведения идивидов и групп, а также модели функ-ния ист-ов полит системы, позвол-щих осущ-ть воспроизводство и развитие полит системы на приемственной основе. Полит культура на разных уровнях имеет сови переменные: - это базовое понятие.

Политическая культура – базовая категория социологии политики, субъективная сторона политики.

Стержень политической культуры – политическое сознание.

Понятие «ПК» применительно к пол. соц-ии ввел Алмонд.

ПК – совокупность политических ориентаций субъектов относительно полит. системы (процесса, хода) и относительно себя как актора (Алмонд).

1) П.к. включает (по Алмонду):

- гносеологический аспект – отношение индивидов и соц. групп к полит. системе на уровне знаний, информации

- поведенческий – полит. установки, типы, формы, стили, образцы общественной деятельности, полит поведения.

- нравственно - оценочный уровень (чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, отношение к власти)

2) П.к. – политическое поведение и политическое знание

3) П.к. включает функционирование политических институтов.

П.к. – система устойчивых и репрезентативных ориентаций, знаний, суждений, мнений, оценок относительно политической системы.

П.к. – модели поведения индивидов и социальных групп, а также модели функционирования пол. институтов, обеспечивающие воспроизводство и производство полит. жизни.

П.к гражданина: активность, рациональность, включенность.

Типы полит культуры по Алмонду:

1.        традиционное (соц роли граждан н отделяются ни от экон-ких и не от религ-ных интересов, индеферентна)

2.        подданническая(роли определены, ориентировка на рез-ты, граждане чувствуют себя подданными, но это расс-ется как обычное явл-е)

3.        полит культура – участие

4.        гражданская (синтез 3х типов, в каждой стране своя гражданская полит культура)

Объективные механизмы-.бывают- -историч( цивилизационная составляющая, менталитет), -институциональный, Ситуационный механизм-то что связано с конкрет ситуацией.

Субъективные механизмы.

Политическая социализация – механизм формирования политической культуры.

Основные этапы:

1. усвоение индивидами транслируемых норм и ценностей;

2. приобретение нового опыта;

3. выработка собственных взглядов.


23.Институт выборов и его социальные функции. Место избирательной системы в структуре политического процесса


Социология выборов – переходное звено, это функция гражданского общ-ва и полит системы, это процесс избрания полит представителей органами власти через выборы , голосования. Инст.выборов существует давно, они должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО демократическими. Всеобщность (все граждане имеют право быть избранными и могут быть избирателями – активные/ пассивные), периодические (гражд-ое общ-во в состоянии осущ-ть контроль за полит инстами – через 4-5 лет), свободными (один из принципов демократических выборов, свободное волеизъявление, свободен от давления , особенно от административного ресурса), альтернативные ( в списки для избирания д.б. альтернатива, выбор, варианты), равные(избирательные права человека, равенство голоса, равенство возможностей всех), прямые (прямое одноступенчатое голосование), тайные (анонимные).

Функции инста выборов: механизм властвования

1. формирование инста власти (представительная, исполнительная)

2. лигитимн. Власть (предать законный вид власти)

3. канал рекрутирования(набор) полит элиты

4. интеграция населения

5. социализация

6. проявления отн-ния людей к власти

7. ф-ции идентификации (ид-ция соц общностей)

8. снятие соц напряженности (выборы выпускают пары, смягчение соц напряженности – один из механизмов)

Избирательный процесс - это составляющие полит процесса , а полит процесс – это совокупная динамика всей полит системы (все , что в рамках полит системы, т.е. принятие или опровержение полит решений)

1909г. Бентли рассм-л избирательный процесс. Полит процесс вкл. в себя здравоохранение, образование, военный процесс, соц обеспечение. Избир-ный процесс включ в себя избир-ую систему ( это система норм и процедур, определяющих порядок орг-ции проведения и опр-ния рез-тов \итогов выбора)

Избирательная система – система норм и процедур, которая определяет порядок, организацию, провидение выборов. Каждая избирательная система закреплена в законодательстве.

Составные части избирательной системы:

a.        Порядок голосования. Каким образом граждане участвуют в выборах.

b.       Порядок подсчета голосов и определения результатов.

c.        Порядок выдвижения кандидатов.

d.       Порядок агитации.

e.        Порядок вступления в должность избранных лиц.

f.         Порядок создания избирательной комиссии округов.

Избирательная система включает две структуры:

g.        Избирательное право – система юридических норм, обеспечивающая и охраняющая активное и пассивное право граждан избирать и быть избранными в органы власти, участвовать в выдвижении кандидата, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, в работе избирательных комиссий и определении результатов выборов. Выборы определяются нормами закона, поэтому в каждой избирательной кампании три фигуры – кандидат, идеолог и юрист. У нас часто вступают традиции, ментальность…

h.                  Избирательный процесс – часть, структурный элемент политического процесса. Это взаимодействие различных субъектов политической системы, в ходе которых происходит развитие политической системы. Изб. процесс – форма реализации конституционных принципов организации выборов. Это реальный процесс, здесь важна социология.

Избирательный процесс включает в себя избирательную кампанию, но не сводится только к ней.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального назначения выборов до дня представления избирательной комиссии отчета о распределении средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.


24. Понятие и основные типы избирательных систем


Избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти.

И.с. является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. И.с. охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Структура:

- Избирательное право – право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти органы местного самоуправления.(одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав). Система норм и процедур проведения избирательного процесса.

- Избирательный процесс – структурный элемент политического процесса. Процесс конкурентной борьбы, формирование представительных органов власти. (практика + нормы права). Включает избирательную кампанию.

Существуют три основных типа избирательных систем:

1. Мажоритарная – голосуют за конкретного избирателя от конкретного округа. Абсолютное большинство (50% + 1 голос). Президента так выбираем сейчас. Относительно – кандидат – победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами. Квалификационное – необходимо набрать 2/3 голосов.

Плюсы: Система, обеспечивающая нормальное функционирование 2-х партийной системы. Более или менее осознанный выбор.

Минусы: За бортом этой системы оказывается большое количество граждан, право голоса, которых не учитывается.

Особенности:

1.Простое отсечение кандидатов с меньшим количеством голосов, но часто оказывается нереализованным критерий репрезентативности. “За бортом” – много непредставленных граждан, кот. не реализовали свое право голоса.

2.Отсутствие механизма отзыва депутатов. Способствует вытеснению из органов власти мелких и средних партий, становлению двух или трехпартийной системы.

2. Пропорциональная – голосование по партийным спискам. За партийный блок. У нас с 2007 года. (Россия, Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия) – депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу.

-пропорциональная система на общегосударственном уровне. Избиратели голосуют за полит. партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются.

-пропорциональная система основывающаяся на округах. Мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.

Особенности:

1. Репрезентативность. Адекватное представительство в парламенте различных партий. Способствует развитию плюрализма и многопартийности.

2. Требует от избирателя широкой осведомленности в позициях партий.

3. Достоинства п.и.с. реализуются при устоявшейся многопартийности.

4. Слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями.

5. Иногда предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые преодолели определенный барьер(3-5%).

3. Смешанная – половина депутатов по мажоритарной, половина по пропорциональной. У нас до 2007 г. депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос – за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, один голос – за партию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.