Рефераты. Система категорий социологии политики






Марксизм обвиняли в экономическом детерминизме. В марксизме общественное бытие лишь в конечном счете определяет общественное сознание.

Общественное сознание может отставать, соответствовать, опережать общ бытие. Сознание влияет на бытие

Веберовская концепция. Он расширил рамки стратификационного анализа Маркса. Отвергает идею о бесклассовом обществе. Стратификация основана как на объективных критериях, так и на субъективных (власть и престиж). Три стратификационные формы: первые – экономические классы, которые возникают в условиях рынка (средний, высший, низший).Вторая – статусные группы (на основе престижа). Аристократы, элита. Экономические и статусные группы могут не пересекаться. Пример – старые и новые деньги. Третья – критерий – власть. Группы делятся на партии. Распределение власти является сутью отношений между социальными группами в обществе. Он отходил от понимания партии Маркса. Это не партии класса, а группировки людей, которые ориентированы на власть.

Партии занимают по отношению друг к другу определяющие статусы (оппозиционные, правящие).

Вебер отразил многомерность социального и политического пространства. Не только экономический, но и субъективный фактор. Вводит эконом классы  престиж полит партии. Совершенно изменил понятие класса, стало довольно размытым опред. Класс – это мнимый, несолидализиров класс. Он отрицал возм-ть формирования обще-ва на принципах соц рав-ва. Престиж, стиль жизни, отраж соц жизни. В основе стратификации лежит принцип распредел-ия вл-ти. Полит партия – это организация, кот отраж интересы определ групп с интересом, с общей идеей. Вееровский подход: он расширил понятие соц простр-ва, а его ввел бурдье и Сорокин. В соц стратификации гл элемент статусные группы. Политическая стратификация – процесс дифференциации индивидов и групп, выстраивание иерархии, определяющих доступ субъектов к ресурсам.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти — на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами.

У Вебера стратификация это не просто отношение к собственности. Престиж – в основу стратификации кладет профессиональные группы с их разными качествами. Классы рассматриваются как совокупность людей, которые имеют сходные жизненные шансы. Детерминированные их властью, собственность – не ключевой признак власти. Упор на понятие власти.

Бурдье: особенности концепции стратификации-рассматривал социальное пространство, в ней выделял многообраие полей, вместо S-а – понятие агента. Рассмтрив сложные полит процессы. вместо деятельности-практика. Много полей- эк, социальное, культ, политич, символич. Каждое имеет собственную стратификацию. Совокупность агентов облад кач-ами габитуса, опредмечивание. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию».

Капитал конвертируется в каждом из полей. Габитус- опредмеченная практика, образ поведение, мышления. В политке можно достигнуть значимых успехов (в 1 поле), а в др полях быть неудачником. Возникает в процессе социализации, восприятия окр мира.

Суть: существует система капиталов в разных полях. Агент может занимать доминирующую позицию в каком-либо поле. Агент имеет одну позицию в одном поле. Политическое поле в концепции политической стратификации – это особое место, пронизывающее все остальные сферы общественной жизни. Борьба идет между капиталами различных полей. Бурдье определяет класс как совокупность агентов, занимающих сходную позицию.

Совокупность присущих социальному агенту диспозиций (диспозиция означает предрасположенность агента к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения) Бурдье называет габитусом. Габитус определяет отношение агента к занимаемой в наст время позиции, и, тем самым, выработку практической позиции по отношению к социальному миру. Он представляет собой результат освоения или опривычивания (с франц. габитус – привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокуп¬ность социальных условий, объективно детерминирующих классо¬вую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру.

Сорокин- расширил стратификационные Формы. Рассматривал социальный мир людей. Условия и возможности индивидов и групп- социальные (ранжирование богатых и бедных), политические (ранжирование по горизонт и вертик мобильности), профессиальные (начальник и подчиненный). Соц. стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду – в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении соц. групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).

Сорокин подробно не рассматривал политич стратификацию и иерархию; ввел понятие социальной мобильности.


16. Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия


Николо Макиавелли – первый кто начал рассматривать реальную политику. В политике всегда нужно искать интересы, в политике нет друзей. В политике – главное интересы, закономерностей нет, есть тенденции. Сложно провести грань м/у 3 этими понятиями. Это размытые понятия. Интерес предполаг активного индивида, группа с определ интересами, а его S-ы отраж реальн полит жизнь. В полит интересах всегда присутств и субъективное и объектвное.

Точки зрения:

1)                полит интерес – область полит псих-ии (подход к иссл пол вл-ти. Воля к вл-ти залож в личности, s-ый процесс

2)                К. Маркс (политика – это объективный полит процесс)

3)                Полит интерес имеет и объективн и субъективн составл (Макиавелли)

ПИ – это причина действия субъектов, определяющ их полит пов-ие и участие. ПИ есть источник пол пов-ия, кот побужд S-а политики к постановке определ полит целей и осуществл конкретных полит действий. Структура ПИ: мы можем судить о соц полож-ии S-а, о степени осозн своего полож в об-ве, ПС, о мотивах индивидв. Объект интереса – все поле полит социологии: пр-ма вл-ти, пр-ма разр-ки и принятия реш-ия. Затрагив вопрос вл-ти + интересы взаим-ия м/у различными ПС.

Роль полит интересов в полит процессе: дают самое четкое представление о соц потр-ях об-ва, класса. ПИ выраж ур-нь развития полит деят-ти, созд-ие полит программ, участие в разр-ке программ, дает основ-ие для развития полит теорий.

Полит интерес и полит поведение тесно связаны. ПИ более субъективн.

ПП- это субъективно-мотивиров система д-ий воздейств-ая на власть или противодействие вл-ти или испо-ие институтов вл-ти. ПП- повед-ие полит институтов , самой полит системы.

ПУ – это система действий, предприним членами соц-пол общности на индивид или групповой основе с целью оказать влияние на на процесс принятий решений. А также осуществ гос политики, выбор пол лидера, форм гос курса. Часто ПП и ПУ отождествл, но это неправильно, т.к ПП включ разные формы ПУ.


17. Формы и виды политического поведения и политического участия


ПП выступает формой, содержанием которой является конкретный тип ПП-ПУ.

По Алмонду: 3 положения: активность полит S-ов, вовлеченность, рациональность – разумное ПП.

Политическая субъективность в рамках политического поведения проявляется иначе, чем в рамках политической деятельности, а именно по отношению к традиционным и нетрадиционным, силовым и "парламентским" формам политического участия, а также по степени включенности в политический процесс. Формы ПУ:

1) индивидуальные действия — голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;

2) коллективные действия — митинги, демонстрации, подписание обращений;

3) прямые действия — несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий;

4) скрытые действия

Оно бывает индивидуальное, групповое и массовое.

Существуют разные подходы и разные критерии классификации.

Автономное – мобилизованное политическое участие. Автономное предполагает самостоятельное принятие решений индивидом, его рациональный выбор цели и способов ее достиженияю а также осознание ответственности за свою деятельность. Мобилизованное предполагает действие , совершаемое под внешним давлением и часто неосознанно.

Способы политического участия делятся на традиционные и новые. Традиционные формы – те, которые общеприняты в данной системе и поддерживаются общественным мнением. Нетрадиционные еще не освоенные нормы большинством населения. В каждом обществе и на каждом этапе развития эти формы могут различаться.

Санкционированные – несанкционированные. Санкционированные разрешены в данной политической системе законов. Но сам способ политического участия может быть одним и тем же. Если в государстве – высокий уровень политических участий в несанкционированных действиях, то это говорит о несовершенстве самого государства и его нестабильности.

Силовые-несиловые. Несиловые – те, которые ориентированны на решение определенных проблех при помощи официальных процедур. Силовые методы несанкционированны.

Они предполагаю давление на органы госвласти с использованием противозаконных средств, включая порой и прямое физическое насилие.

Высокий уровень силовой активности свидетельствует о кризисе.

Формы политического поведения и участия различаются и по степени включенности социального субъекта в политический процесс. Речь идет об уровне политической активности.

5 уровней активности:

0 – социальные субъекты демонстрируют полное отсутствие интереса и участия в политике.

1- низкое: чисто бытовой обыденный интерес

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.