Рефераты. Шпаргалки по политологии






3.                    политическое поведение.Типы политической культуры:

1.                    по взаимодействию с внешней средой

-                                  закрытые (ориентация на собственные ценности, нормы, традиции; регулирование политических пристрастий граждан; склонность к радикализму и насилию);

-                                  открытые (динамичная политическая жизнь).

2.                    по внутреннему содержанию

-                                  патриархальные (неразвитая культура; существует там, где идет процесс становления политической системы; аналитичность граждан; политические взгляды перемешаны с религиозными);

-                                  подданническая (сильная ориентация на политическую систему; слабое участие в ее деятельности);

-                                  активистская (заинтересованное участие граждан в политической деятельности).

19. Политические коммуникации

Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч.

За счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.Передача сообщений в любом государстве неизбежно предполагает использование определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно включают в себя соответствующие структурные компоненты. К ним относятся прежде всего технические каналы, по которым распространяется (транслируется) информация, а также те структуры, которые позволяют не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять и беречь информацию.Коммуникативные аспекты информационных связей показывают, что обмен сообщениями — это не безликий технический процесс, который может игнорировать особенности реципиентов как реальных участников политических отношений. На практике многие решения даже на вершинах государственной власти могут приниматься не в соответствии, а вопреки получаемой информации, под влиянием чувств политических руководителей. Поэтому полученная информация является лишь предпосылкой, но не фактором политических действий.Рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального целого, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление политическими субъектами своих разнообразных ролей и функций. С точки же зрения роли технических компонентов в информационных обменах, политику можно представить как социо-технологическую структуру, чьи институты ориентируются на целенаправленную передачу, обмен и защиту информации.Современный опыт развития политических систем действительно продемонстрировал определенные тенденции к возрастанию роли технико-информационных средств в организации политической жизни, прежде всего в индустриально развитых государствах. Особенно это касается появления дополнительных технических возможностей для проведения голосований (в частности, электронных систем интерактивной связи), повышения роли и значения СМИ в политическом процессе, разрушения многих прежних иерархических связей в государственном управлении, усиления автономности низовых структур управления в государстве и т.д.  Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (радио, телевидение и т.д.).2.   Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.3.   Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Чаще всего в политологической литературе в качестве средств политической коммуникации анализируются СМИ и неформальные каналы. Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации ( молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити). Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов.

21 Россия в мировом сообществе

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

1 изменение соотношения сил после роспуска Вар­шавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;

2 необходимость для России выработки такой мо­дели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную поли­тику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непро­думанными решениями в самом начале реформ;

3 наличие у России лишь одного фактора, застав­ляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-

4 существенное уменьшение международного ав­торитета России вследствие снижения ее экономи­ческой, технологической и военной мощи. При ре­шении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитыва­ется, как, например, при разрешении "югославско­го кризиса";

5 крепнущее на Западе мнение о постепенной ин­теграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в еди­ную Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.

-                                   

22- 23  Ресурсы и виды власти

-                                  Ресурсы, процесс и виды власти:

Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния  на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.-  Принудительные. 5.- Демографические.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и  Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

-                                  понятие, структура власти.

Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание  народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и  Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

24. История развития политической мысли о власти

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Мо-Цзы придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Аристотель  указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю».Марксистская традиция: Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.