Рефераты. Шпаргалки по политологии






8. Политическая власть
Политическая власть - власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле. Различают: власть санкций, власть отношений, власть экспертов и легитимную власть. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; *всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; *легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; *моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; *широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид  власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

9 и 29 Формы политического режима.  (система методов осуществления власти)

 Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.
В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа. При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.  Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:• первобытно-общинная и родоплеменная • античная• феодально-сословная • буржуазна• социалистическая Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них: • равное право граждан на участие в управлении обществом и государством • гласность в деятельности властей• конституционное оформление государственного строя • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную• плюрализм политической системы• комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.  Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.
  1.Авторитаризм как полит-й режим.

Полит-й режим-это совокупность методов и средств реализации полит.власти и достижения полит.целей.

Авторитаризм-пол.режим, характеризую-щийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к общ-ву. По своему характеру этот режим является переходным. Он занимает промежуточ-ное положение между тоталитаризмом и демократией, содержит в себе черты обоих. На современном этапе авторита-ризм возникает либо в условиях острых социально-полит-го кризиса, либо как продолжение исторических традиций (абсолютной монархии).

Признаки авторитаризма:

1.Монополия на власть одной группы, партии или коалиции.

2.Полный или частичный запрет на дея-тельность оппозиции.

3.Отчуждение народа от реальных рыча-гов власти.

4.Использование силовых структур для удержания власти.

5.Игнорируются принципы разделения властей.

6.Рекрутирование элиты путем назначе-ния сверху, а не конкурентной электо-ральной борьбы.

Авторитаризм вполне совместим с уваже-нием всех других, кроме политич-х, прав личности. В то же время в условиях авто-ритаризма граждане не имеют институ-циональных гарантий своей безопасности и автономии.

Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д.

Типология авторитарных режимов:

Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.

Военные режимы возникают чаще всего в результате гос-х переворотов. Причинами захвата власти военными являются кри-зис полит-х структур, полит-я нестабиль-ность. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах тер-рористической деят-сти, кот-я осуществ-ляется армией, полицией и спецслужбами

Как правило, военные режимы оказыва-ются эффективными в течение короткого промежутка времени.

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии. Эконо-мическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Социальным резуль-татом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения Происходит дифференциация общ-ва на нищающее большинство и богатеющее меньшинство. Следствием нестабильнос-ти олигархических режимов являются военные перевороты и гражданские войны.

Популистские режимы отличаются вож-дизмом одного лица. Для этого типа ре-жима характерна идеологич-я мобилиза-ция масс, направленная на поддержание

1.Демократия как полит.режим.

Демократия в переводе с греческого оз-начает “власть народа”. В настоящее вре-мя понятие демократия используется в нескольких значениях.

Во-первых, в своем первоначальном смысле оно означает форму правления, при которой право принятия полит.реше-ний осуществляется всеми гражданами, т.е. прямо в соответствии с действующи-ми правилами правления большинства. Эта форма демократии известна как пря-мая демократия. Во-вторых, такая форма правления, при которой граждане осу-ществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, т.е. предста-вительная демократия. В-третьих, форма правления, где власть большинства реа-лизуется в рамках конституционных ог-раничений, имеющих своей целью гаран-тировать меньшинству условия для осу-ществления определенных индивид-х или коллективных прав, таких, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либе-ральная или конституционная демокр-я.

Как полит.режим демократия характери-зуется следующими отличительными признаками.

1.Пол.власть принадлежит большинству. Принцип большинства отражает смысл идеи о народном суверенитете, согласно кот-й источником власти явл-ся народ.

2.Всеобщее избират-е право, позволяю-щее гражданам принимать участие в фор-мировании представит-х институтов.

3.Принцип разделения властей, на кот-м основано функционирование институтов гос.власти.

4.Контроль представит-х институтов за деят-стью правительства.

5.Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.