Рефераты. Рефлекс свободы






       "Дорогой друг!

      Я завидую тебе. Ты более не видишь нашими слабыми, земными глазами все  растущего раздирания и опозорения Родины, и ты закончил твой жизненный    путь славным концом, славною смертию. Ты показал, что нет более тяжелого  удара по сердцу, чем гибель Родины. Точно в тот момент, когда твоего уха   коснулось известие, что волна безумия, бегущая по широкому  простору   Родины, покрыла и твой родной Новочеркасск, твое сердце отказалось биться, отказалось жить!

      Да, совершается  грозный и  неумолимый приговор истории  над  нашей  славянской семьей! Давно погибла старшая сестра — прекрасная Польша!   Дошел черед и до младшей сестры — России, казавшейся такой могучей,    такой богатырской, такой несокрушимой! Она гибнет также в критический   период политического созревания, сраженная тем же злым недугом слепоты   перед действительностью. Эта гибель зло и верно обеспечена неукротимой и  более неодолимой  силой корыстных,  низких влечений, легкомысленно и недобросовестно разбуженных и лишенных узды, в огромной темной массе       русского народа. А Родина тебе дорога! Ты любил ее больше всего! Ты жил ее    красками и линиями, и ты воплотил это еще недавно в твоем чудном творении "Родина". Этой картине место на твоей простой могильной плите! Она —       весь ты — с твоим талантом и неугасимою любовью к Родине.

      Что  дивного, что кисть  навсегда выпала из твоих рук, когда Родина    становится не твоею, а чужою.  Прощай, друг! Может  быть, до скорого    свидания, если за этой доской ждет нас новое будущее и, будем верить,   светлое, которое простит нам наши русские слабости, приведшие к гибели   Родины.

      Прости '"

      Зато 25 февраля 1918 г. Павлов вместе со всей Военно-медицинской академией  горячо  отозвался  на  декрет-воззвание "Социалистическое  отечество в опасности!", подписанный Лениным четырьмя днями раньше.

     

      Охранная грамота

      Болезненно реагируя на ограничение свобод, Иван Петрович в соавторстве со  своим  учеником М  М Губергрицем  опубликовал в журнале  "Русский врач" статью "Рефлекс свободы"  Этой  теме Павлов уделил немало  места в трех  публичных  лекциях (Две из них публикуются в этом номере — Ред.}

      Очевидно,  после  этих  лекций Павлов   стал национальным   символом   политического  сопротивления, символом  человеческого противодействия    неблагоприятным обстоятельствам. Преодолевая их, он продолжал трудиться с отчаянным  самоотречением, поскольку, по его словам, "в тяжелое время. Полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих по-человечески. остается

одна жизненная  опора    исполнение по мере сил  принятого  на себя долга" Это  строки из письма  Ивана Петровича В Ф.Войно-Ясенецкому, в ту пору опальному архиепископу Луке.

      Иван Петрович, хотя и не принял большевистскую революцию, продолжал  самоотверженно трудиться на благо Родины  в учреждениях, подвластных  большевикам Ничто не могло сломить его непреклонную волю и могучий дух.  В течение всей гражданской войны он не прекращал преподавать физиологию в Военно-медицинской академии.

       "Не было отопления в лаборатории   он надевал шубу и меховую шапку с   длинными наушниками и так сидел на опытах сотрудников. Не было света   он  оперировал с лучиной, которую  держал  над  операционным  столом ассистент. Даже выработка целебного желудочного сока продолжалась,   хотя в меньшем масштабе, чем раньше "  Однако в 1920 г, самом тяжелом   для павловских лабораторий, все собаки на "фабрике желудочного сока" в Институте экспериментальной медицины погибли, и аптеки Петрограда не получили ни одного флакона этого целебного препарата

      Весной  1919 г. Иван Петрович собственноручно вскопал и засеял участок   земли, отведенный ему, как и другим сотрудникам, на территории

Института   экспериментальной медицины   Сам  полол огород и только к  поливке и ночным  дежурствам допускал старшего сына На своем  участке он собрал  хороший  урожай картофеля и капусты  Гордился, что его огород лучший, стыдил молодых  ученых, которые не находили в себе сил для выращивания  овощей

      И  все-таки стужа в квартире и на работе, неполноценное питание, тягостные  раздумья о будущем России подточили здоровье Павлова. Осенью 1919 г (в 70 лет) он перенес тяжелую пневмонию, первую из нескольких на протяжении 17 лет оставшейся жизни, а последняя из них в феврале 1936 г. явилась причиной его преждевременной смерти В 1919 г организм Ивана Петровича справился с       тяжким недугом

      Родственники и знакомые, ученые США,  Германии, Швеции, Чехословакии, обеспокоенные  состоянием здоровья  Павлова, настойчиво звали его  за  границу  Даже Совнарком предлагал ему покинуть РСФСР, но он отказался   Однако летом 1920 г его намерения изменились В июне он написал письмо в Совнарком с просьбой о "свободе оставления России".

      Ленин  сделал все для того, чтобы удержать Павлова от эмиграции  Он   потребовал от Зиновьева  "под его личную ответственность 

совершенно   немедленно обеспечить  Павлова и личную  жизнь,  его лаборатории, его   животных,  его помощников всем, что он только найдет нужным ". Начали с предоставления Ивану Петровичу и его семье особого спецпайка, надеясь заткнуть ему рот пирогом. Месяч

ный "особый улучшенный паек", назначенный Павлову, включал 70 фунтов пшеничной  муки, 25 фунтов мяса, 12 фунтов       свежей рыбы, 3 фунта черной икры, 10 фунтов бобов, 4 фунта сыра, 5 фунтов       сухофруктов, 750 папирос. Но Павлов отказался от пайка и написал еще одно       письмо  в Совнарком,  "полное, — как  писал В.Д.Бонч-Бруевич ЦО], — негодования, глубокой грусти и великого достоинства", в котором сетовал на непонимание  правительством главного в его предыдущем прошении Своим   письмом он стремился привлечь внимание правительства не к своей личности,  а к бедственному положению  отечественных ученых и науки, что ускоряло движение России к пропасти Во имя спасения Родины Павлов требовал, чтобы       работа ученого признавалась государством как одна из высших форм служения    народу, чтобы ученых не считали представителями эксплуататорских классов.

      Благодаря письмам Павлова в Совнарком  Комиссия по улучшению  быта       ученых (КУБУ), работавшая с начала 1920 г. с весьма скромным успехом, была   преобразована в  ЦЕКУБУ,    которую  возглавил Горький  и   которая действительно начала принимать посильные меры.

      В конце августа Павлову возвратили конфискованные у него шесть золотых  медалей  24 января 1921 г. Совнарком принял  постановление о соз


дании  академику Павлову особых условий для исследовательской деятельности. Это постановление за подписью  Ленина стало для Ивана Петровича охранной  грамотой  Оно  сделало его  в течение всей  жизни  неприкасаемым для репрессивных органов.

      Однако  материализация основных положений  ленинского декрета сильно затянулась. В  октябре 1921  г. Совнарком  ассигновал  на павловские   лаборатории 942 млн 50 тыс руб., но по назначению дошли только 30 млн руб   Это была ничтожная  сумма —  ведь тогда 1 фунт муки стоил 300 тыс руб  Остальные деньги петроградские власти во главе с Зиновьевым израсходовали по своему усмотрению. Иван  Петрович  не  убоялся известить об этом безобразии Совнарком   Результатом стало учреждение  новой  комиссии  содействия  павловским лабораториям под  председательством наркома здравоохранения Н.А.Семашко.   Комиссия  подтвердила  обоснованность      

павловских претензий. Срочно было выделено 65 тыс. руб золотом, и эти       деньги дошли  до лабораторий В  конце 1923 г  Иван Петрович  писал за    границу своему ученику Б П Бабкину. "Моя работа разворачивается в широких    широких масштабах. У меня собралось

много работников, и я не в состоянии  принять всех желающих"    Уже  в 1924 г  объем научной продукции павловского коллектива достиг уровня 1913 г

      Вместе с тем Ленин  задался целью сделать Павлова лояльным советской    власти и возложил эту миссию на Бухарина. Задача была не из легких.

      25 сентября 1923 г Павлов читал вступительную лекцию студентам второго курса Военно-медицинской академии. Незадолго до этого он посетил Париж,Нью-Йорк,  Чикаго, Баттл-Крик, Эдинбург, нигде не допуская ни единого нелояльного высказывания в адрес Советской России и большевиков,  хотя его провоцировали на это. А приехав домой, заявил студентам, что "не нашел следов мировой  революции". Напротив,  в Европе  под влиянием  нашей революции зародился фашизм.                                                  

      Свою лекцию Павлов построил на критическом анализе двух брошюр Бухарина  (одна из них имела соавтора — Е.А Преображенского): "Азбука коммунизма" и "Пролетарская революция  и  культура"  Здесь уместно заметить, что   Павлов, конечно же, не знал о ленинском поручении Бухарину и невольно поставил его в труднейшее положение

      На следующий  день стенограмму лекции изучали ответственные товарищи в   Кремле  и  Смольном.   Первым  (27  сентября) проявил  себя Троцкий,  приславший Ивану Петровичу письмо, в котором просил разъяснить различия   между  учениями Павлова и Фрейда. В начале 1924 г последовала реакция  официальной  прессы: появились статьи Зиновьева и

Бухарина, в отличие от   письма Троцкого, — ругательные.

      Статья Бухарина, опубликованная в журнале "Красная новь" и перепечатанная в "Нашей  искре" (журнале Военно-медицинской  академии), вызвала гнев Ивана Петровича, которого возмутили бухаринские "литературные" приемы —  передергивание, купюры  и пр. Теперь Павлов  еще  яростнее нападал на  политическое руководство страны, клеймил революционные идеи и средства достижения  большевиками своих  целей Так, 20 апреля 1924 г. он читал   лекцию  в здании бывшей Городской думы на тему: "Несколько применений       новой   физиологии  мозга к  жизни"  В   лекции  прямо  говорилось о несовместимости инстинкта свободы, с которым рождается каждый человек, и окружающей  его действительности в условиях диктатуры пролетариата.

      Процитировав  Ленина,  утверждавшего,  что  "диктатура  пролетариата    обеспечит себе победу путем террора и насилия ", Павлов

заявил, что насилие    —   это палка о  двух концах. Подавляя врожденный  инстинкт  свободы, "террор, да еще в сопровождении голода <.. > прививает населению условный  рефлекс  рабской покорности". В  результате такой "бесспорно скверной воспитательной практики"  нация будет забита, рабски принижена. Ее будут  составлять не свободные люди, а жалкие рабы. Но нужно знать, говорил Иван       Петрович, и о другом конце этой палки: "Инстинкт свободы живуч <...> до  конца его не вытравить никакими террорами ". Он будет жить даже в рабских  душах  и возродится в самый неподходящий для насильников исторический   момент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.