Рефераты. Рефлекс свободы






С весны 1984 г. начинает выходить бюллетень "+", имеющий порядковые номера +1, +2 и т. д. Изготовление бюллетеня инкриминировали на суде К Попову. В его издании принимали участие А Лащи-

вер, О Корзинина и Е Кулинская В определенном смысле бюллетень "+" был продолжением бюллетеня "В", но содержал совсем сырую информацию. Он выходил до лета 1986 г.

ИГ


Инициативная группа по защите прав человека в СССР (ИГ), образованная в мае 1969 г — первое в СССР неофициальное объединение правозащитников.

 Основное содержание работы ИГ — составление обращений в международные организаци (по преимуществу, в ООН). Структуры и устава не имела В ИГ вошли 15 человек Г.Алтунян, В.Борисов, Т. Великанова, Н Горбаневская, М.Джемилев, С.Ковалев, В.Красин, А Лавут, А Левитин (Краснов), Ю.Мальцев, Л Плющ, Г.Подъяпольскии, Т Ходорович, П И.Якир, А А.Якобсон

Большая часть членов группы вскоре была арестована. Последнее обращение ИГ датируется 1974 г


















          









         "Рефлекс свободы"


















Работа Павлова "Рефлекс свободы" вызвала во мне большой интерес. Она представляет собой ценность не только для интеллектуалов, работников в сфере науки, но и для учащихся. В этой работе ученый изложил свой взгляд на текущие события того времени, глубоко проанализировал взаимоотношение государства и общества. Высказал свое мнение о том,  какие реформы нужно провести, чтобы отношения народа и власти улучшились.

    Глубокий патриотизм Ивана Петровича Павлова к своей родине является примером для нашего молодого поколения.

    "Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, я интересуюсь прежде всего ее жизнью, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство" - вот такое признание известного ученого я беру для примера в своем мышление. И хочу как он    сохранить за собой право говорить правду, протестовать против того, что считаю неправильным и вредным для моей Большой и Малой Родины, служить прежде всего моему Отечеству















О патриотизме и диссидентстве Павлова


Иван Петрович  Павлов в течение всей своей жизни при советской власти называл Октябрьскую  революцию   "большевистским экспериментом".  21 декабря 1934 г. он писал в Совнарком СССР: "Во-первых, то, что вы делаете, есть, конечно, только эксперимент, и пусть даже грандиозный по отваге, но не осуществление бесспорной насквозь жизненной правды — и, как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом. Во-вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни.  Пощадите же родину и нас "

  Спустя всего несколько месяцев, 17 августа 1935 г., вечером в Московском Кремле,  на  приеме  делегатов XV   Международного   физиологического конгресса, в присутствии 1500 человек Павлов произнес краткую речь, в которой были такие слова: "Вся моя жизнь состояла из экспериментов. Наше правительство тоже   экспериментатор, только несравненно более высокой категории. Я страстно желаю  жить,  чтобы увидеть победное завершение этого исторического социального эксперимента". Сказав это, он под бурные аплодисменты     провозгласил    тост    "За    великих    социальных экспериментаторов!"

   Слова Павлова  в Кремле вскоре стали известны всему Старому и Новому Свету Они  бурно обсуждались в зарубежной прессе Ученые, общественные деятели, писатели, журналисты  терялись в догадках о  причинах  столь кардинальной метаморфозы  в политических взглядах человека, которого на

 Западе считали "единственным  свободным гражданином  России", причем       такую репутацию он не утратил и после своей речи.

      Одни   комментаторы  павловского тоста  предполагали, что большевики       запугали Ивана Петровича. По мнению  других, они его подкупили. Третьи       считали, будто он по своей политической наивности поддался их обману.

      Эти высказывания стали мне известны в начале 70-х годов при подготовке к изданию  книги о  Павлове, написанной в соавторстве с моим  учителем А.С.Мозжухиным. Мы  не могли принять ни одну из упомянутых выше версий. Павлова не смогли запугать в первые годы после революции, хотя угрозы были  весьма серьезными (вызывали в ЧК, пугал его сам Зиновьев, гроза Петрограда  и всего Советского Севера, травила пресса, угрожая "зашибить" господина  профессора). Иван Петрович  писал в Совнарком  (за полгода до своего   выступления в Кремле): "Революция меня

застала почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок деятельной человеческой жизни  именно 70 лет. И  поэтому я смело и открыто  критиковал революцию. Я говорил себе: "Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена,  я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство " ". Так чего ему было бояться на девятом десятке лет?

      Вряд ли можно было подкупить человека, который превыше всего ценил в себе   и  других честь  и человеческое  достоинство. От  отца он  унаследовал бескорыстие и бессеребренность, столь почитаемые православной церковью, а  сам неоднократно избирался председателем суда чести врачей.

      О  наивности 86-летнего старца могли говорить люди, не знакомые с его       прозорливыми  прогнозами. Политические события он анализировал глубже       многих  политологов  и  редко  ошибался  в  перспективной оценке  их       последствий. Ему   посчастливилось сохранить  ясность  мышления   до       последнего дня долгой жизни.

      В работе над книгой я встречался со многими учениками Павлова и почти каждому задавал вопрос, который был столь актуален для западной прессы в 1935 г. Запомнился ответ профессора Конради Георгия Павловича, который  четверть века назад я не смог оценить так, как сегодня. Конради объяснясь "метаморфозу" политических взглядов Павлова его  "государственным  российским  патриотизмом".   Он   воспринимал  укрепление  мощи    и   международного авторитета России как свое кровное дело.

  

    "Я был, есть и останусь сыном Родины "

      В жизни Павлова был период (на третьем десятке лет), когда он под влиянием своего университетского учителя — профессора физиологии И.Ф.Циона —  стремился стать нигилистом. Однако прежнее воспитание в патриархальной семье потомственных священнослужителей, а также огромное влияние на него   Ф.М.Достоевского, С.П.Боткина и невесты Серафимы Васильевны Карчевской   оказались сильнее. И если в 30 лет Иван Павлов находил много сходства  между  собой и  нигилистом Иваном  Карамазовым, то  со временем стал   исповедовать мораль  Алеши  Карамазова' "Без  высшей идеи  не может  существовать ни человек, ни нация".  В  1923 г. Павлов во

вступительной лекции к курсу физиологии поведал студентам Военно-медицинской  академии о мыслях  и чувствах, которые обуревали его в революционные годы: "Только тогда я и почувствовал, до какой  степени  вся моя   деятельность —   хотя  бы  по  сути  своей интернациональная, —  до какой степени она связана с достоинством  и интересами Родины. Это истина, если я скажу, что я прямо как бы потерял основной смысл в своей научной деятельности при мысли, что Родина погибла. Для кого же  я тогда

стараюсь?" Этим  словам в лекции предшествовало признание: "...я был,

есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью  прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство"

   Когда  русская армия стала терпеть поражение за поражением  в первой мировой войне, Павлов, внимательно следивший за ходом боевых действий, клеймил бездарное командование, царское правительство, называл Николая II идиотом и дегенератом. Узнав о пораженческих настроениях в партии кадетов (он в нее не входил, но был солидарен с ее политической платформой), Иван Петрович отошел от своих коллег, членов этой партии. Как вспоминала его жена, он отказался от приглашения на их собрание со словами: "Неужели вы не не понимаете, что совершаете преступление, устраивая революцию во время войны?.. Нет, я не приму участия в разрушении моей Родины "

   Февральскую революцию  Павлов встретил настороженно, будущее оценивал "в высшей степени пессимистически " (по словам М.К.Петровой), но к апрелю его настроение стало улучшаться и надежды Ивана Петровича достигли апогея. Но  как  только А.Ф.Керенский возглавил  Временное правительство, он перестал верить  в благополучный  исход  революционных  событий:  "О, паршивый  адвокатишка, такая сопля во главе государства — он же загубит все!" . Иван Петрович знавал Керенского раньше — через брата своей жены Карчевского, прокурора Судебной палаты.

   После  июльских  событий Павлов  предрекал крах буржуазной власти и переворот — либо правый, либо левый. И того, и другого не желал, мрачнея день  ото дня. Октябрьскую  революцию  переживал  крайне болезненно, замкнулся в  себе, говорил мало. Если  же  удавалось его разговорить, предсказывал тяжелые потрясения в жизни всех и каждого. Младший сын Всеволод, офицер действующей армии, остался за границей и лишь в конце 20-х годов  возвратился на Родину. Подававший большие надежды  в науке, любимый  сын  Виктор подался на юг к Корнилову и, не доехав до места назначения, погиб. Кто-то сообщил его родителям, что Виктора расстреляли красногвардейцы. Павлов поверил, о чем  свидетельствует его намерение посвятить "сыну Виктору, зверски замученному большевиками" свою книгу "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных". Позднее выяснилось, что Виктор не был расстрелян, а умер от тифа в больнице на станции Барвенково. В Петрограде большевики расстреляли Бориса, сына его сотрудницы Марии Капитоновны Петровой, которую  Иван  Петрович любил  и переносил свою любовь  на ее сына. Огромным   напряжением  воли и терпения  Павлов, сам погруженный  в страдания, вернул к жизни любимую женщину, желавшую собственной смерти после потери сына.

   Чекисты неоднократно устраивали обыски в квартире Павлова, конфисковали золотые вещи, включая золотые медали, которыми он был  награжден за научные достижения, на короткое время задерживали как его самого, так и   старшего  сына  —   Владимира, проживавшего  вместе  с  родителями  Продолжительным  политическим арестам подверглись многие друзья Ивана       Петровича. Среди них был его товарищ по клинике СП Боткина, бывший  директор  Института  экспериментальной  медицины  и   обер-прокурор  Священного Синода  профессор С М Лукьянов, выдающийся отечественный       патолог, ученый с мировым именем.

      Иван  Петрович  считал, что войну с Германией  нужно  продолжать "до   победного конца" Естественно, что переговоры в Бресте о мире не находили  сочувствия в его душе. 23 ноября 1917 г Конференция Военно-медицинской академии единогласно присоединилась к  воззванию  Академии  наук не поддерживать Брестский мир  Павлов работал в  этих обоих учреждениях, полностью одобрял воззвание и последними словами поносил "постыдный и непрочный сепаратный мир , высказывая опасение, что воюющие державы  раздерут Родину  на части". Порицал  он  также разгром большевиками       Учредительного собрания. Его настроением той поры пронизана речь у гроба    давнего друга — художника Н.Н Дубовского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.