Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной кампании делают необходимой разработку стратегии кампании до её официального начала.
В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого календаря выборов стратегическое планирование избирательной кампании начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии кампании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию избирательной кампании можно определить как программу будущих действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно поэтому стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в себя решение, по крайней мере, четырёх задач: 1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников. 2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы. 3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов. Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании.[6]
Определение содержания кампании, выбор её основных направлений.
Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям)[7].
1. “Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей.
Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов.
2. “Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей. Цель – привлечь внимание избирателей к тем проблемам, по которым кандидат, по его мнению, имеет преимущество в глазах избирателей по сравнению со своими соперниками в силу своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.
3. “Ось“, связанная с личностью кандидата. Цель укрепить популярность известного политика, или сделать в короткий срок, хорошо известным публике, пока ещё мало известного деятеля.
Итак, очертив общие направления своей избирательной кампании, кандидат, и его аналитическая группа должны выбрать соответствующие темы, и что не менее важно – тональность в которой они будут развиваться. Определив же несколько ударных тем, нужно обратить их в лозунги кампании
Специалисты едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что правильно подобранный и афористично сформулированный, он должен многократно повторяться и дойти до адресата.
Но к сожаления Российская практика показывает, что лозунги наших кандидатов крайне бедны и повторяются с некоторыми изменениями.
После того как стратегия кампании доведена до небольшого круга сторонников кандидата наступает этап её осуществления: составляется график кампании, одновременно готовиться предвыборная программа, и намечается её бюджет.
Разработка графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо остановиться на методах работы с избирателями. Нет необходимости доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным объектом избирательной кампании является Избиратель. Общение с ним трудоёмкая работа, требующая знания, как механизма политического выбора избирателя под воздействием объективных и субъективных факторов, так и ожиданий, настроений отдельных категорий избирателей. Необходимо выбрать средства общения с ни. Определить “каналы медиатизации” кандидата. Только после выполнения всех этих условий можно рассчитывать на победу кандидата на выборах.
§2 Выборы органов местного самоуправления: проблема технологичности.
Как уже было сказано ранее избирательные технологии – это целая область знаний, поэтому у неё тоже есть своя теоретическая база исследований и литература. Рассмотрим несколько методологических примеров по их применению на уровне выборов депутатов местного самоуправления.
В России выборы на местном уровне проходят ежегодно, поэтому все, не задействованные на федеральном или областном уровне выборов политтехнологи и “PRщики”, уходят на более низкий уровень политических баталий.
В идеале избирательную кампанию лучше всего начинать за 6-8 месяцев до дня голосования. Только за этот период можно хорошо, грамотно и спокойно провести рекламу какого либо кандидата.
Действующие депутаты начинают работу, по рекламированию себя в массах за полгода или год. Для этого у них есть много возможностей. Например, рассылка депутатских отчётов, поздравлений, календарей, проведение массовых встреч, где решаются проблемы населения; наконец, просто приём граждан по личным вопросам. Всё это разрешено действующему депутату избирательным законом. А человек, который только собирается баллотироваться кандидатом в депутаты, по какому либо округу, не имеет таких возможностей, но и в этом случае существует масса способов заявить о себе большой публике. Это может быть широко разрекламированная спонсорская помощь, какому либо социальному или культурному учреждению; простая благотворительность и есть ещё масса разнообразных методов заставить говорить о себе. Примером здесь может служить небезызвестный благотворительный фонд “Город”, руководимый Василием Кузнецовым. Широкая реклама этого фонда (особенно в Индустриальном районе города Перми), сделала лицо его председателя известным многим пермякам, что не в последнюю очередь сыграло роль в победе В. Кузнецова на декабрьских выборах 2000г. в Пермскую городскую Думу по 5 избирательному округу. Кстати говоря, продолжающаяся реклама фонда “Город” и развешанные на остановочных комплексах красивые и яркие рекламные щиты с отчётами депутата В. Кузнецова, позволяют сделать следующий вывод. На будущих декабрьских выборах в Законодательное собрание Пермской области В. Кузнецов снова выдвинет свою кандидатуру по одному из городских округов.
Но зачастую, даже при установившемся графике выборов, реальное выдвижение кандидата и создание избирательного штаба, происходит за 2-3 месяца до дня голосования. Это связано с несколькими причинами:
1. выбор избирательного округа;
2. незнание или неопределённость с основными, возможными конкурентами;
3. поиск политической, административной или финансовой поддержки;
4. нежелание кандидата заранее “раскрывать свои карты” и “наживать себе врагов”.
Первое что необходимо сделать для достижения реальной победы кандидата – это создание чёткого плана избирательной кампании. В противном случае, кампания превращается в череду спонтанных импровизаций, как правило, неудачных, поскольку соперники обычно оказываются лучше подготовленными.
В нашем случае план кампании должен сочетать в себе несколько общих элементов. 1. Анализ политической конъюнктуры и собственно избирательного округа с выявлением слабых, уязвимых мест кандидата и его сторонников и разработка стратегии кампании. 2. Составление графика кампании. 3. Подготовка программы (предвыборной платформы). 4. Создание структуры управления кампанией (формирование команды кандидата и штаб квартиры избирательного объединения). 5. Формирование бюджета кампании. 6. Разработка тактики кампании, включая методы работы с избирателями, пропагандистское обеспечение кампании, “медиатизацию” кандидата.[8]
Рассмотрим некоторые пункты более подробно.
Как уже было сказано ранее, реальная предвыборная кампания начинается за 2-3 месяца до дня голосования. Исходя из этого, можно представить примерный график работы штаба кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, который показан в приложении №1.
Также в приложении №2 показаны 2 основных варианта стратегии поведения в избирательной кампании и их возможные последствия. Они подходят как для работы штаба, так и для самого кандидата в его выступлениях и дебатах[9].
Подготовка программы кандидата и его предвыборной платформы, безусловно, важный шаг и требуют к себе определённого внимания, ведь в случае победы кандидата на выборах ему придётся отвечать за свои слова и обещания. Но в тоже время не стоит тратить на их разработку много сил времени и ресурсов. Это связано, прежде всего, с исконно российскими причинами голосования.
Истинно русский избиратель (в отличии, скажем, от электората Великобритании, где голосуют за кандидата представившего лучшую программу дальнейшего развития своей страны) обращает внимание на поведение кандидата и его харизму. Ярким примером чего могут служить общефедеральные выборы 1999 и 2000 годов, когда народ проголосовал за партию и президента, соответственно, не имеющих чётких политических программ развития России на ближайшие 4 года.
Всё, что было задумано, создано, наконец, проанализировано, всё это останется только на бумаге: если не будет создана сплочённая команда, где каждый бы не только знал, отвечал и умел бы делать своё дело; но, и стремился бы к победе кандидата всей своей душой, привносил бы в кампанию новые идеи разработки по своей тематике. В приложении №3 показан идеальный вариант построения команды кандидата на выборную должность местного уровня. На практике некоторые должности и подразделения очень часто объединяются.
Каждый член команды отвечает за свой круг работы и взаимодействует с остальными членами команды. Рассмотрим функции каждого из них. . Руководитель кампании с помощником
1. разрабатывает и осуществляет стратегический замысел кампании,
2. координирует и направляет работу команды,
3. анализирует ситуацию и вносит оперативные коррективы в программу. . Финансист – осуществляет сбор средств и их выделение. . Ответственный за печатную продукцию – проводит рекламных мероприятий, работа со СМИ. . Имеджмейкер – формирует соответствующий образ кандидата. . Доверенные лица – действуют по поручению кандидата, при согласовании своих действий с руководителем кампании. . Организатор – осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий и акций. . Теоретик – разрабатывает программу и осуществляет подготовку различных текстов. Стоит также отметить, что в команде есть структуры, отвечающие за работу с полевиками – агитаторами и занимающиеся чёрным “PRом”. Работа проходит в довольно сжатые сроки, поэтому зачастую при формировании штаба очень часто не хватает сотрудников, происходит совмещение двух или нескольких должностей одним человеком, не хватает времени для подготовки и написания полной и чёткой социально-демографической карты округа Все эти факты влияют на создание и исполнение стратегического плана кампании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5