Министерство образования Российской Федерации.
Пермский государственный университет.
Кафедра политических наук.
Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу
2000 года: технологичность выборов.
Курсовая работа студента 2 курса 3группы историко-политологического факультета.
Никитина Владимира.
Научный руководитель: Неганов С.В.
Пермь.
2001г.
Содержание:
Стр.
Введение.
4
I Проблема технологичности выборов на уровне местного самоуправления.
5
§1 Избирательные технологии их применение в современной России.
§2 Выборы органов местного самоуправления: проблема технологичности. 11
II Выборы депутатов Пермской городской Думы по округу №12 в 2000году. 16
§1 Характеристика избирательного округа №12. 16
§2 Политическая ситуация в избирательном округе №12.
19
§3 Ситуация в начале избирательной компании по выборам депутатов в Пермскую городскую
Думу 3 созыва в округе №12. 21
§4 Технологичность работы штабов кандидатов в депутаты Пермской городской думы по 12 избирательному округу в 2000г. 23
§5 Реализация технологий и результатов выборов. 30
Заключение.
27
Источники и литература.
32
Приложение №1: варианты стратегии поведения в предвыборной кампании. 33
Приложение №2: команда кандидата на выборную должность различного уровня. 34
Приложение №3: примерный график предвыборной кампании.
35
Приложение №4: агитационная листовка кандидата в депутаты Пермской городской думы по округу №12
Буторина А.С., от 13 ноября 2000г. 36
Приложение №5: агитационный плакат кандидата в депутаты ПГД по округу №12 Буторина А.С., от 18 ноября 2000г.
37
Приложение №6: информационный бюллетень кандидата в депутаты Пермской городской думы по округу №12 Буторина А.С., от 24 ноября 2000г. 38
Приложение №7: информационная листовка “Мы за честную борьбу” кандидата в депутаты ПГД по округу №12 Буторина А.С., от 1 декабря 2000г. 39
Приложение №8: предвыборная программа кандидата в депутаты ПГД по округу №12 Титова С.И., от 29 октября 2000г.
40
Приложение №9: информационный бюллетень кандидата в депутаты ПГД по округу №12
Титова С.И. от 4 ноября 2000г. 41
Приложение №10: агитационный плакат кандидата в депутаты ПГД по округу №12 Кочкаевой Л., от 15 ноября 2000г.
42 Введение
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также выборы высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение и на избирателей.
На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки, организации и проведения выборных кампаний, то есть использование избирательных технологий в узком смысле этого слова.
Чаще всего в российском масштабе проходят выборы органов местного самоуправления. В частности прошедшие в Перми 3 декабря 2000 года выборы депутатов Пермской городской думы 3 созыва обнаружили много новых тенденций, новых технологий, повлияли на восприятие населением города этого органа местной власти. Меньший масштаб, по сравнению с общефедеральным или областным, не снижает их значимости, зачастую на выборах такого уровня отрабатываются новые методы и технологии избирательных кампаний. Этими причинами и объясняется выбор данной темы.
В работе сделана попытка, выявить общие тенденции проведения избирательных кампаний по выборам депутатов органов местного самоуправления, и рассмотреть на примере выборов в Пермскую городскую думу 3 созыва технологичность работы штабов некоторых кандидатов. Автор постарался представить независимый взгляд на работу двух соперничавших штабов, хотя сам был работником одного из них.
При создании первой главы использовалась литература: Ковлера А.И. “Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт” и Цветнов А.В. “Управление социально политическими процессами”. Вторая глава в основном состоит из источниковой базы, в которую включены: Internet – сайты, интервьюирования участников выборов депутатов Пермской городской думы 3 созыва по 12 округу и материалов избирательного штаба кандидата по выборам мера города Перми 3 декабря 2000г. Г. Тушнолобова.
Для написания данной работы автор пользовался методом включённого наблюдения, а также анализа и исследования существующих данных.
§1 Избирательные технологии, их применение в современной
России
Прошло 12 лет с момента первых демократических выборов в России. Многое изменилось. Вместо депутатов Верховного Совета СССР мы выбираем депутатов Государственной Думы, нет больше должности Президента СССР. Но изменения претерпели не только те выборные должности, которые существовали в распадавшемся Союзе, но и сама структура выборов. Постоянно претерпевало изменение выборное законодательство, а также избирательные (предвыборные) технологии, которые формируют, управляют и направляют мнения избирателей.
Многочисленные выборы, прошедшие с 1989г. показывают усложнение избирательной кампании. Уже недостаточно для достижения успеха только эмоциональных выступлений, митинговых страстей, популистских программ. Примитивное воздействие на чувства избирателей получивших возможность выбирать, а не голосовать, эффективное на выборах 1989-1991гг., сейчас уже практически “не работает”. В настоящее время, победу одерживает только тот кандидат, который профессионально и максимально лучше подойдёт к проведению своей предвыборной кампании, применяя и учитывая весь Российский опыт проведения подобных кампаний.
Существует ли в политической науке и практике какая-либо типология избирательных технологий? Общих позиций здесь пока не выработано, но интересные предложения уже высказаны[1]. Так, в работе известных политологов В. Комаровского и М. Анохина избирательные технологии (по характеру своего воздействия на электорат) подразделяются на: 1. “прозрачные” технологии, которые обращаются прежде всего к разуму человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов избирателей шире, чем у других кандитатов; 2. “манипуляторские” технологии – технологии внушения, использования таких состояний и эмоций человека, как неудовлетворённость, страх, зависть, нетерпимость и т.п. Питательной почвой для таких технологий является не- стабильность в стране, разорванность социальных связей, потеря идейных и нравственных ориентиров, низкий уровень политико-электоральной культуры граждан и т.д; 3. технологии дискредитации противника и полного одурачивания избирателей;
А также в последнее время стала применяться так называемая система выборов без выборов. Когда основному кандидату (в основном уже действующему и переизбирающемуся на следующий срок) противостоит 1 или несколько “мало раскручиваемых” соперников.
В арсенале подавляющего большинства субъектов избирательного процесса в России все типы технологий используются очень широко и часто.
Основные требования к проведению избирательной кампании.
Проведение избирательной кампании – это целая отрасль знания, со своими законами и правилами, которые должен соблюдать или уметь обходить любой специалист в этой области.
Безусловным преимуществом обладает тот, кто действует по определённой системе, заранее разработанному замыслу[2]. План избирательной кампании должен сочетать в себе жесткость и гибкость, что создаёт с одной стороны устойчивую “конструкцию”, с другой – позволяет оперативно разворачивать и частично модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися обстоятельствами. По целям избирательные кампании можно разделить следующим образом:[3]
. а) цель кампании – участие, а не победа;
. б) цель кампании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы. По масштабу избирательные кампании подразделяются на:
. местные выборы (от поселковых до городских);
. региональные (районные, областные);
. федеральные (общегосударственные). Каждая избирательная кампания имеет свои особенности и специфику, вместе с тем для определения единственно верной линии управления мнением избирателей необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). В целом такие сведения можно определить как наиболее полные количественные и качественные характеристики избирательного корпуса данной территории. Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать следующими данными:[4] а) социально-демографическими; б) статистическими; в) социологическими.
Но, изучая внешнюю среду не нужно забывать и о самом главном – кого будут выбирать. Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами: - владеть некоторыми навыками ораторского искусства, - демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе, - обладать умением держать себя соответствующим образом в различных аудиториях (чего явно не демонстрировал В. В. Жириновский на выборах губернатора Белгородской области), - иметь соответствующий внешний вид, - владеть некоторыми элементами артистизма, - способностью выслушивать и “переваривать” критику, - иметь определённый уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические и психологические нагрузки, - уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации и управлять своими эмоциями, - уметь слушать (выслушивать до конца) людей, - не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых ситуациях), - способностью даже при самом для себя неблагоприятном раскладе извлекать максимум возможного, - уметь непринуждённо, естественно держаться и говорить перед телекамерой
(этого поначалу не хватало кандидату в президенты РФ от коммунистов Г.А.
Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир), - обладать основными навыками полемики, - обладать чувством юмора, - быть готовым беспрекословно подчиняться определенным требованиям руководителя избирательной кампании, - уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.
Часть выше перечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату, другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и практических занятий.
Состав и действия команды зависят от масштаба кампании, но в целом должны отвечать следующим требованиям[5]: - профессионализм, - психологической совместимостью членов команды, - жёсткой исполнительной дисциплиной, - оптимальной загруженностью работой (ни лишних без дела слоняющихся без дела людей, ни чрезвычайной загруженности всех работой быть не должно), - чётким распределением функциональных обязанностей, - руководитель каждого направления должен иметь собственное видение решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель, а творчески мыслящий человек), - синхронностью действий и взаимодополняемостью, - наличие резерва для усиления определённых направлений или замены выбывшего члена команды, - исключительно деловым “без воды” и словоблудия обсуждением путей решения стоящих задач. В целом можно выделить три возможных модификации команды: а) команды по выборам высшего должностного лица государства, б) команда для коалиции партий или одной партии, в) команда кандидата на выборные должности различного уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5