Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) — МОТ (Международная Ассоциация Труда) — МВФ (Международный Валютный Фонд) — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки) — МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии) — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) — Международный суд
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, цель которых – получение прибыли. Они действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК, по выбранному в ООН определению, – предприятия имеющие (вне зависимости от страны их происхождения и формы собственности на них (частная, государственная, смешанная)), определение в двух или более странах. Функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих проводить согласованную политику и общую стратегию. Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.
Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но всё же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.
Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Ещё недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет её могущество и соответствующее положение на международной арене. Реальное положение государства определяется более широкими показателями, такими как величина территории, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объём и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.
§4. Геополитика
При изучении мировой политики и международных отношений в рамках политической науки особо важная роль отводится такому её направлению как геополитика. Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846–1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».
Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский военно-морской историк и теоретик Алфред Тайер Мэхен (1840–1914), британский географ и политик Маккиндер, британский географ Фейргрив, американский исследователь международных отношений Спайкмен, германский социолог Карл Хаусхофер (1869–1946).
В их трактовке центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.
Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики.
Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основной объект геополитических исследований – географическая среда страны, которая характеризуется:
V рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве
V типом и формой государственных границ
V состоянием окружающей среды
V наличием природных ресурсов.
Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально- демографическая структура общества, экономика, военная мощь.
При изучении географической среды в рассматриваемой науке делается акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В связи с этим особое значение имеет такое понятие, как территориальность. Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, её политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем – плотностью населения, то есть числом жителей на 1 км2. Государства-гиганты (такие как Россия, Китай, США, Индия), имеющие высокую или относительно высокую плотность населения, как правило, имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии.
Существуют также государства с достаточной большой территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию.
Важным элементом государственной территории являются водные пространства, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные. Внутренние водные пути во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации, вдоль них располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны. Внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства.
Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций.
Воздушное пространство играет важную роль в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны.
Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория «граница». В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница определяет ареал формирования национального самосознания и идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе.
Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5