«В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире».
Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира. 1986 г.
Вступление
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает её исследование как на общественном и личностном, так и на международном уровнях. Объясняется это, в первую очередь тем, что сама суть политики заключается во взаимодействии и противоборстве различных интересов и сил – и внутри страны, и на международной арене.
В первой главе приводятся основные сведения о мировой политике, идёт речь о её субъектах и объектах, а также целях и задачах данного направления, особое внимание уделено геополитике.
ВТОРАя ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИяМ, НАХОДяЩИМСя В ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВяЗИ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВ. РАССМАТРИВАЮТСя ТЕОРИя, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИя И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТСя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В третьей главе обнаруживаются задачи, связанные с поиском, а также становлением места и роли России в мировом сообществе, в системе международных отношений.
ГЛАВА I
Ключевые понятия международной политики
§1. Основные сведения о мировой политике
С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.
Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий: V Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на международной арене. V Внешняя политика: внешнее действие одного государства. Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам. V Межгосударственная политика: отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.). V Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения. V Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства. V Транснациональная политика: сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций). Сведём все данные о политических категориях в одну таблицу: |Название сферы |Действующие лица |Примеры | |Мировая, |Все субъекты МО |Любые взаимодействия, в| |международная | |которых участвуют | |политика | |представители двух или | | | |более государств | |Внешняя политика |Отдельные государства, |РФ, правительство, | | |правительство и парламент,|министерство | | |их органы |иностранных дел, | | | |комитет по МС | | | |Федерального собрания | |Межгосударственная |Любые государства и их |Отношение между РФ и | |политика |органы в их |США, ФРГ, Японией, | | |взаимозависимости |деятельность ООН, | | | |Совета безопасности | |Наднациональная |Органы, представители |Политика органов ЕС, | |политика |объединенных государств, |Союза России и | | |передавших часть своих |Белоруссии и т.п. | | |суверенных прав | | |Мультинациональная |Объединение ряда |СНГ, Контадорская | |политика |государств и |группа, Организация | | |представителей их |Американских | | |организаций для решения |государств, ОБСЕ[i], | | |определённых вопросов, |ОАЕ[ii] | | |сохраняющих суверенные | | | |права при принятии решений| | |Транснациональная |Международные |Greenpeace, | |политика |неправительственные |Социалистический | | |организации, объединения |интернационал, | | |партий, групп интересов, |Всемирная конфедерация | | |церковных организаций, |труда, Международный | | |транснациональные |совет церквей, | | |концерны, воздействия на |Транснациональная | | |МО |корпорация IBM |
Примечание: МО – международные отношения, МС – международные связи Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная политика. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных, региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами, а главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций, соответствия внешней политики государств реальности.
§2. Цели и задачи мировой политики
От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.
Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.
Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.
Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.
§3. Субъекты мировой политики
В современной мировой политике действует большое количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность прочих участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников международных отношений. Всё более важными субъектами становятся международные организации – основные организаторы общения государств. Международная организация – это объединение государств (в соответствии с международным правом и на основе международного договора), осуществляющее сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно- технической, правовой и иных областях. Международные организации принято разделяют на два типа: > межгосударственные или межправительственные > неправительственные организации
Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:
политические экономические военно-стратегические культурные
общественные идеологические научно-технические
Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни: глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]), надрегиональном (например, Движение неприсоединения[iv]), двустороннем (например, Россия – Франция).
Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5