Рефераты. Международные суды






Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную.

Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств, так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде.

 Если государство приняло на себя обязательство подчиняться компетенции Суда, дело против него может быть начато односторонним письменным обращением государства-истца.

            Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанью. Эта стадия длится обычно несколько дней, реже - недель. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов. После такого разбирательства проходит закрытое совещание Суда. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит Председателю.

            Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем не согласии с решением, либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением. В первом случае мнение судьи называют индивидуальным, во втором - особым.

            Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

            После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратится в Суд с просьбой истолковать решение(в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

            В пункте 2 статьи 94 предусмотрен способ обеспечения решения Международного Суда. Так, если какая-нибудь сторона в деле не выполняет обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

            Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет при принятии решений:

а) международные конвенции и договоры;

б) международный обычай;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

            Кроме того, Суд может разрешить дело согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

            1.4. Камеры ad hoc Международного Суда ООН.

 

            Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может образовывать более мелкие группы, называемые камерами в составе трех или более судей для разбора определенных категорий дел. Я  хотела бы более подробно остановиться на таком важном аспекте деятельности Международного Суда как разрешение споров между государствами с помощью его камер по определенным спорам. Все положения о камерах базируются на п.1 ст. 25 Статута, который гласит, что, кроме специально указанных в настоящем Статуте случаев, Суд заседает в полном составе. Суд может три вида камер:

            - упрощенного производства,

            - для рассмотрения определенной категории дел,

            - для разбора отдельного дела.

            Последний вид камер имеет некоторое сходство с арбитражем. Причем, оно усугубляется, если при создании камер применяется ст.31 Статута Суда, п.2 и 3 которой предоставляют сторонам в споре право выбрать в качестве судьи лицо по собственному усмотрению, если в составе судебного присутствия нет судьи - гражданина одной из сторон или обеих сторон. Следовательно, камера ad hoc может состоять из судей - граждан каждой из стороны третьего судьи, назначенного  Судом. Число судей, образующих камеру ad hoc в соответствии со Статутом "определяется Судом с одобрения сторон".

            Следовательно, возможно создание камеры, состоящей из одного судьи.

            До 1982 года государства не прибегали к использованию камер ad hoc, хотя в своих заявлениях представители различных государств признавали их преимущества.

            Использование камер Суда имеет ряд преимуществ перед разбирательством Судом в полном составе. Прежде всего, это сокращение сроков разбирательства и расходов. Так, возможность проводить заседание камер за пределами Гааги (ст.28 Статута), в месте, более подходящем для сторон, их экспертов, советников и свидетелей. Кроме того, разбирательство в камере финансируется не сторонами, а Международным Судом, расходы которого в соответствии со ст. 33 Статута несут ООН. Как правило, судебная процедура в камерах менее громоздка: стороны могут, например, отказаться с согласия камеры от устного судопроизводства. Таким образом, как мы видим, камеры ad hoc Международного Суда ООН должны привлечь внимание сторон в споре.

            Впервые камера ad hoc была утверждена в 1982 году. К настоящему времени таких камер образовано четыре. Первым делом, которое находилось на рассмотрении камеры ad hoc, был спор о делимитации морской границы в районе Мэн между США и Канады.

            Разрешение международных споров путем обращения к камерам ad hoc, несомненно, способствует активизации деятельности Международного Суда ООН. В принципе, п.2 ст.26 Статута не содержит выраженных ограничений в отношении спорных вопросов и, следовательно, в камеру ad hoc могут передаваться любые споры, имеющие либо технический, либо региональный аспект. Так же, согласно Статуту Суда, камеры не нуждаются в представительстве всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Это может произойти только по желанию сторон и решению Суда.

            Стороны не всецело свободны в определении состава камеры и правил судопроизводства. Камера является ответвлением Суда, и ее решение, как предусматривает ст.27 Статута, является решением Суда. Таким образом, камеры ad hoc могут действовать только на основании Статута и Регламента Суда.




            1.5. Компетенция Суда.

 

            Компетенция Международного Суда определена в главе II (ст.34-38), а также в главе IV (ст. 65-68) Статута Суда. Эти главы устанавливают границы компетенции Суда.

            Устав ООН проводит строгое ограничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п.3 ст.36 Устава ООН Совет Безопасности принимает во внимание, что "споры юридического характера должны как общее правило передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда."

            Во-первых, компетенция распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в Сан-Франциско в первом комитете четвертом комиссии большинством голосов (31 против 14).

            Факультативный характер передачи государствами споров на разрешение Суда проявляется, в частности, в том, что, согласно п.1 ст.36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами..." Государства-участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

            В 70х-80х гг. на целом ряде сессий Генеральной Ассамблее ООН дважды с интервалом в несколько лет обсуждался вопрос об усилении роли и влиянии Международного Суда посредство расширения его компетенции и введения обязательной юрисдикции. На рубеже 70х гг. с подобной инициативой выступили западные, на рубеже 80х гг. - развивающиеся страны.

            В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить с соответствующим заявлением, либо являться участником двустороннего международного соглашения, содержащего положения об обязательной юрисдикции. К числу таких договоров относятся мирные договоры, договоры о мире и сотрудничестве, о совместной эксплуатации природных ресурсов, о разграничении морских пространств и некоторые другие. Клаузулу об обязательной юрисдикции Международного Суда содержит также многочисленная группа многосторонних и, прежде всего универсальных международных соглашений. Их участниками являются большинство государств.

Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных споров.

            Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы действия последней. Ф.И. Кожевников и Г.В. Шармазанашвили отмечают: "...большинство государств, признав обязательную юрисдикцию Международного Суда, сделали такие оговорки, которые значительно ограничивают ее, вызывая осложнения в деятельности Международного Суда."7

            Действующие оговорки можно подразделить на пять видов. Наибольшее значение имеют оговорки о том, что признание обязательной юрисдикции Международного Суда относится к спорам, по поводу которых стороны согласились или согласятся прибегнуть к иному способу мирного урегулирования. Данный вид оговорок встречается особенно часто. Он включен в текст заявлений подавляющего большинства государств. Положение о приоритетном использовании иных способов мирного урегулирования крайне весомо. Оно ограничивает сферу действия обязательной юрисдикции только такими спорами, в отношении которых не имеется договоренности об использовании других мирных средств и вводит границы дополнительности, субсидиарности обязательной юрисдикции Международного Суда.

            Очень важную группу международных конфликтных отношений исключают из компетентности суда говорки, касающиеся событий, связанных с военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими актами вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной организацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.