Рефераты. Международные суды






            3). принцип эффективности запрещает дискриминацию как применительно к пользованию правами человека, так и саму по себе и предписывает государствам-участникам принимать все необходимые меры, которые могут потребоваться для недопущения или пресечения дискриминации.

                Что касается Европейского Суда по правам человека, то "Европейский Суд, как бы он ни был необходим, всегда может и должен служить только последним прибежищем для граждан".15 Он должен только содействовать выполнению национальными судами задачи по защите прав человека. А чтобы его работа была более эффективной, "нужно прочно закрепить конвенционные права в национальных правовых системах, которые не только наделяют собственные суды безусловной функцией и готовностью эффективно защищать эти права и свободы, но и признают последнее слово в этом деле за Европейским Судом по правам человека".16

           


            1.6. Влияние Европейского Суда по правам человека на развитие     международного права.

 

            Наряду с практическим правоприменительным аспектом деятельности Суда существует и правотворческий, возможно, даже более значительный аспект деятельности этого органа, выраженный в создании прецедентов, который Суд вырабатывает в процессе своей правотворческой деятельности, и конкретизации норм международного права.

            "Готовность, с которой признаются решения Европейского Суда по правам человека, свидетельствует о возникновении в западной юридической традиции важнейшего явления - эффективной системы международного права, регулирующей некоторые из деликатных областей, которые ранее всегда были в сфере национального суверенитета".17 Речь идет о европейском праве в области прав человека. "Фактически в Европе сложилась норма обыкновенного международного права, согласно которому совокупность решений контрольных органов Конвенции (один из которых - Европейский Суд) рассматривается в качестве европейского прецедентного права в области защиты прав человека и основных свобод".18

            Так как основной сферой деятельности Европейского Суда является правозащитная, то вполне уместно применить определение "международное право прав человека". В этом случае право Совета Европы выступает новой отраслью, сложившейся к 90 гг. XX века как система норм и принципов, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляет собой международные стандарты для национального права государств-участников Европейской Конвенции.

            Часть 2: Межамериканский Суд по правам человека.

        2.1. История создания и основы деятельности Суда.

 

            В основу деятельности Межамериканского Суда (как и других региональных организаций по правам человека) легли такие документы, как Устав ООН (1945 г.), Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) и Международные пакты о правах человека (1966 г.).

            Одно из важнейших форм, содействующих утверждению и обеспечению прав человека на американском континенте является международно-правовое сотрудничество стран Латинской Америки в рамках ООН, а также региональных организации под эгидой Организации Американских Государств (ОАГ). Правовой основой этого сотрудничества явился Устав ОАГ, принятый 30 апреля 1948 года на IX Межамериканской Конференции в Боготе. В главе II ст.51 Устава указывалось, что американские государства провозглашают основные права человеческой личности без различия расы, национальности, политического убеждения. Глава III гласит: "Каждое государство имеет право на свободное и самостоятельное развитие своей культурной, юридической и экономической жизни. В этом свободном развитии государство будет уважать права человеческой личности и принципы общей морали".19 На этой же Конференции была принята Американская Декларация прав человека. При ее разработке были использованы ранее принятые документы, касающиеся прав человека.

Процесс межамериканского сотрудничества в сфере прав человека завершился принятием Американской Конвенции прав человека, которая была подписана рядом латиноамериканских государств на Специальной Межамериканской Конференции по правам человека (г. Сан-Хосе, Коста-Рика, 22.10.69 г.).

            После подписания Конвенции прошло девять лет, прежде чем она вступила в силу, т.к. только к маю 1978 года было набрано необходимое число стран (11), ратифицировавших Конвенцию. До этого установленная структура межамериканской системы содействия и защиты прав человека носила чисто декларативный характер. Конвенция была дополнена Протоколом (ноябрь 1988 года) на 18-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на основании которого, кроме гражданских и политических прав, в нее были внесены положения об экономических, социальных и культурных правах.

            Конвенция содержит 32 статьи. Перечень прав в ней значительно шире, чем в Европейской Конвенции по правам человека (например, право на имя, ребенка, убежище и пр.).

Важным событием создания системы защиты прав человека в странах Латинской Америки стало V Консультативное Совещание Министров иностранных дел в Чили (1969 г.). На нем и были представлены проекты по созданию двух органов, призванных обеспечить защиту прав человека в этом регионе. Первый орган - Межамериканская Комиссия по правам человека. Второй - Межамериканский Суд по правам человека.

           

           


            2.2. Состав, компетенция и функции Суда.


            Суд был создан как автономный орган, который имеет целью применение  толкование Межамериканской Конвенции о правах человека (ст.1 Статута).

             Также Суд рассматривает дела по нарушению Американской Конвенции ее участниками. Члены ОАГ могут обращаться в Суд за консультацией в отношении интерпритации или других соглашений, касающихся защиты прав человека в американских государствах.

            Суд состоит из семи судей, избранных в личном качестве из числа лучших и виднейших судебных деятелей региона. Только государства-участники могут предлагать кандидатуры и участвовать в выборах, хотя сами кандидаты могут быть гражданами любой страны - члена ОАГ. Генеральная Ассамблея ОАГ на VII чрезвычайной Сессии (май 1979г.) выбрала Судей Межамериканского Суда, которые на своей III Сессии в 1980 году приняли Регламент и закончили работу над соглашением о штаб-квартире, подписанному с правительством Коста-Рики (г. Сан-Хосе). Но Суд также может заседать и в других странах континента. 

            Статут Суда был принят Генеральной Ассамблеей ООН на ее Сессии в Ла-Пласе в 1979 году.
            Вся деятельность Межамериканской Комиссии по правам человека координируется Судом. Она проводит совместно с ним совещание для рассмотрения консультативного мнения, входящего в компетенцию Суда в отношении применения статей Американской Конвенции по правам человека.

            Таким образом, Суд обладает двумя функциями. Во-первых, он обладает полномочиями решать проблемы, связанные с нарушениями государствами положений Конвенции Сан-Хосе. Одновременно Суд обладает полномочиями выносить консультативные заключения, интерпретировать положения Конвенции и некоторых договоров по правам человека даже в тех случаях, которые не связаны с решением вопросов о нарушении прав человека. Данная совещательная способность Межамериканского Суда намного шире, нежели та же функция Европейского Суда.

            Право обращения в Суд распространяется только на государство. Индивиды не могут подать заявление в Суд.

            Впервые Межамериканский Суд по правам человека возбудил дело против правительства Гондурас всвязи с деятельностью "эскадронов смерти", причастных к исчезновению людей и убийствам. По этому делу Суд принял решение (1988 год) "призвать правительство Гондураса принять чрезвычайные меры для расследования этих преступлений, определить виновников и применить санкции в соответствии с внутренним конституционным правом. Суд считает, что Гондурас нанес ущерб обязательствам в отношении гарантий на право неприкосновенности личности, предусмотренных ст.5 Американской Конвенцией по правам человека..."20

            Рассмотрение этого дела в Суде является первой попыткой ОАГ осудить деятельность "эскадронов смерти" по всей Латинской Америке.

            Конвенцию в Сан-Хосе ратифицировали и к ней присоединились 19 американских государств. Только 6 из них приняли обязательную юрисдикцию Суда: Коста-Рика, Эквадор, Ямайка, Гондурас, Перу и Бразилия.

           

            В деятельности правозащитных органов межамериканской системы имеется ряд положительных моментов. С их помощью вопросы защиты и соблюдения прав человека в американских государствах вышли на международный уровень. Они содействовали расширению перечня прав, подлежащих защите, принимая конвенции, декларации, расширяя сотрудничеств на международном уровне.

            Вместе с тем деятельность Суда и Комиссии по правам человека носит чисто декларативный, рекомендательный характер. За время существования Межамериканского Суда не было каких-либо значительных слушаний и решений по отдельным делам. Правительства не всех латиноамериканских стран являются участниками межамериканских соглашений, деклараций, конвенций. Многие страны не всегда выполняют рекомендации Межамериканской Комиссии и Суда. Очевидно, что подобный международный механизм нуждается в совершенствовании особенно перед лицом систематических и массовых нарушений прав и свобод человека диктаторскими режимами, вмешательством во внутренние дела независимых государств, продолжающимися вооруженными конфликтами, наличием беженцев и пр.

            Поэтому пока еще рано говорить о каком-либо влиянии Межамериканского Суда на развитие международно-правовых норм. Деятельность Суда не является в достаточной степени эффективной и с точки зрения результатов его работы. Необходимо повышение роли Межамериканского Суда как международно-правового института. Это зависит и от увеличения числа государств-участников, и от наделения Суда более широкими полномочиями, и, возможно, от внутреннего реформирования. И, поскольку, Межамериканский Суд действует относительно недавно, то со временем он будет оказывать влияние на становление правовых норм в области прав человека в качестве одного из ведущих международно-правовых институтов своего региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.