Рефераты. Место России в современном мире






·        26,2 - Развитие культурных обменов

·        19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала сторон

·        19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты

·        17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС ("европейское информационное общество")

·        11,9 - Превращение Калининградской области в "пилотный регион" для отработки механизма взаимодействия с ЕС

Однако ,не смотря на мнение экспертов о   приоритетности научно-технического   сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней  политики» во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС».

Что же касается форм коллективной безопасности, приемлемых для России, то российские эксперты продолжают искать решение проблем европейской коллективной безопасности, прежде всего по линии ОБСЕ (54,3%), а также оборонительного союза стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому, связано с очевидной неэффективностью миротворческой операции НАТО в Косово, стимулировавшей поиск иной стратегии безопасности либо вне НАТО, либо путем ее нейтрализации.


Формы европейской коллективной безопасности, наиболее приемлемые для России, в %

·        54,3 - ОБСЕ как собственная европейская система безопасности

·        51,0 - Оборонительный союз в рамках СНГ

·        31,9 - Программа "Партнерство во имя мира" (Россия и НАТО)

·        25,2 - Миротворческие контингенты ООН, располагаемые в Европе

·        23,3 - Европейские силы быстрого реагирования, создаваемые в настоящее время

·        15,7 - России не следует входить ни в какие европейские военно-политические структуры

·         12,4 - Структуры НАТО (полноценное вхождение)


Россия не может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение безопасности границ; сохранение стабильности в прилегающих к ним районах, характеризующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации национальной экономики, прежде всего в восточной части России. Важнейший наш ресурс - взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как один из важных центров складывающейся системы международных отношений. Необходимо последовательно вести дело к подписанию Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия, поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия. Нельзя не обратить внимания и на нарастание геополитических противоречий в Азиатско-тихоокеанском регионе между США и КНР. Наступающей стороной является Китай, который стремительно накапливает совокупную мощь и все напористее проецирует ее на регион. Не случайно КНР втянута почти во все острые проблемы АТР: "узлы" напряженности, гонку вооружений, распространение ракетного оружия, межэтнические конфликты. Именно азиатское направление внешней политики большинство экспертов считает наиболее приоритетным:

Оценка приоритетности целей внешней политики России, в %

·        66,7 - ориентация на установление стратегического партнерства с ведущими азиатскими державами (Индия и Китай)

·        65,2 - ориентация на установление стратегического партнерства с Европой

·        57,1 - активная защита русского населения в странах СНГ

·        48,6 - ориентация на установление стратегического партнерства с США

·         42,9 - налаживание партнерских отношений с НАТО

·         36,1 - вхождение полноправным членом в "объединенную Европу"

·         24,4 - создание условий для воссоединения всего русского населения в России.


Главным национальным приоритетом России является укрепление национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых слабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Образ угрозы  прочно ассоциируется как с деятельностью определенных внешнеполитических субъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и с внутренними процессами - растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособности ее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видят важнейшие национальные интересы нашей страны, причем за последние несколько лет акценты сильно сместились в сторону усиления «личного» положения России на мировой арене и решения внутренних проблем (табл. 5).

таблица 5

Динамика целей, к которым должна стремиться Россия,
исходя из национальных интересов, в ближайшие 10-15 лет, в %

Суждения

1993

1996

2001

Вернуть статус супердержавы, какой был СССР

4

7

13

Войти в первую пятерку наиболее развитых стран

55

57

21

Войти в число 10-15 экономически развитых стран мира, таких, как Испания, Южная Корея, Бразилия и т.п

30

24

28

Стать лидером в рамках СНГ

6

6

5

Отказаться от каких-либо глобальных претензий, сосредоточив главное внимание на решении внутренних проблем

4

2

24

Затруднились ответить

1

3

9






 







VI. Заключение

 

События последних месяцев во многом превзошли самые смелые прогнозы и предположения. Терракты 11-ого  сентября в Нью-Йорке и  ответная акция  США  в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как России, так и   всех остальных  стран мира. Еще несколько месяцев назад  присутствие сил НАТО в странах Средней   Азии таких, как Узбекистан и Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность. Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.

Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи с этим на  первое место в международных отношениях выходит военно-техническое сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед  нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки  вооружений.

Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.

Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет России.





































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.  Список  литературы


1.      ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ  (Аналитический доклад РНИСиНП по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта).

2.      Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на Втором Петербургском экономическом форуме).

3.      Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления"  5/01).

4.      О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер правительства РФ).

5.      Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения. Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г).

6.      Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)

7.      КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД  России)

8.      Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр Стратегических Разработок, 1999-2000)








 





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.