Не смотря на достаточно непримиримую
позицию России в отношении расширения НАТО, у нее, к сожалению, нет
альтернативы против вступления стран-республик бывшего СССР в Североатлантический
блок, кроме СНГ, образования, как отмечалось выше, скорее временного.
V. Перспективы развития, приоритетные направления и
возможные пути выхода из сложившегося кризиса
Несомненно, что главным для России
региональным приоритетом является постсоветское пространство - в силу
исторических, геополитических, экономических, гуманитарных и иных соображений.
Есть механизм для упрочения наших позиций на пространстве СНГ.
Но очевидно, что члены СНГ в
неодинаковой степени готовы к сближению. Учитывая европейский опыт, а равно
интересы и позиции наших соседей на постсоветском пространстве, наиболее
достижимо на нынешнем этапе экономическое взаимодействие. В зависимости от
ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более
узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о
коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции -
создающийся Союз России и Белоруссии.
В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор
будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического
партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с
каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для
сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской
Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. …
Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию
конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической
области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и
экстремизмом».
В условиях все нарастающих
дезинтеграционных тенденций в отношениях России и стран СНГ особое значение
приобретают так называемые транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие
свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими
подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для
достижения наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной
торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг
путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и
торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в
производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает 50 –
90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные
исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее
обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное
государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов. На
600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в
товарах стран с рыночной экономикой.
Еще один традиционный приоритет
внешней политики России - Европа. Мы неразрывно связаны с этим континентом
географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших
отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и
перспективы ее политического и экономического реформирования.
Отношения с ЕС имеют для России
ключевое значение. При этом эксперты называют несколько основных направлений
сотрудничества России и ЕС.
Наиболее важные для России направления сотрудничества
с ЕС, в %
·
80,0 - Участие России в
общеевропейских технологических проектах (авиация, космонавтика, атомная
энергетика, инфраструктура)
·
64,3 - Сотрудничество в
борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью
·
56,7 - Укрепление
системы общеевропейской безопасности
·
54,3 - Отмена
остаточной дискриминации в торговле
·
38,6 - Расширение
формата и повышение результативности политического диалога
·
29,5 -
Военно-техническое сотрудничество (с учетом перспективы создания
"европейской оборонной идентичности")