Рефераты. История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем






Вопрос 2.

ВЛАСТЬ. (источники власти: сила, богатство, знание, авторитет, закон, организация, харизма(исключительный дар) ).

Для победы на президентских выборах надо тратить все больше и больше.

(субъекты власти: государство, политические элиты, политические лидеры, партии, общественные организации)

(объекты власти: индивиды, социальные группы(большая или меньшая классов) , но и в целом население государства - это тоже объект применения власти).

(основание власти: социальное основание(это те социальные группы, которые составляют опору данной власти) , административные основания (то есть государственные партийный аппараты с помощью которого осуществляется данная власть) , культурно-информационные основания (это система образовательных, культурных учреждений, СМИ, которые аккумулируют собственно духовный, идейный потенциал власти) , юридические основания (это нормы, законы, конституция) , экономические основания (деньги, ВВП, золотой запас).

(ресурсы власти: это конкретные средства с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей (экономические ресурсы - это основные виды ресурсов для любой власти, социальные ресурсы-это способность власти менять социальный статус человека, группы или класса).

(силовые ресурсы: это средства насилия и принуждения, оружие, а так же соответствующие государственные институты выполняющие функцию принуждения, такие как: армия, полиция, служба безопасности, исправительные учреждения(тюрьмы). Это всё есть силовые ресурсы власти)

(культурно-информационные ресурсы: это сами научные знания, сами идеи, духовные ценности, которые производят СМИ и система культурно-образовательных учреждений. Самый значимый ресурс. Его надо ставить на 1 место).

(демографические ресурсы: это население страны).

Виды власти разделяются по основным сферам общественной деятельности:

-власть экономическая.

-власть духовная.

-власть культурная.

-политическая власть.

-религиозная власть.

Политическая власть отличается от других видов власти набором нескольких определенных признаков:

-использование всего многообразия ресурсов (характерно только для политической власти).

-легальность или законность применения силы, только политическая власть применяет силу на основе закона.

-верховенство или суверенитет политической власти (то есть обязательность решений её для всех индивидов, масс, институтов, в пределах данной территории).

-публичность

-моноцентричность (означает наличие единого центра принятия решений, то есть те или иные законы политического характера, те или иные решения, определение политического курса исходит из одного центра, со стороны высших органов государства: законодательных, исполнительных. В то время, как допустим у экономической власти множество центров принятия решения, а для политической власти характерен один центр принятия свободных решений).

Оппозиционные партии могут высказывать противоположные точки зрения, формулировать альтернативный политический курс, но в какой мере его воспримет господствующая партия или власть это уже предел конкретной политической ситуации типа режима и т. д. А центр принятия решения все таки один. Оппозиция не может заменить господствующие политические партии.

М. Дюверже.

Называет 3 исторические формы политической власти:

-анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства).

-индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением).

-институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ).

Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения).

Вопрос 3.

Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую.

Макс Вебер.

Выделяет несколько типологий власти:

-традиционная.

-харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя).

-рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий).

Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается.

Д. Истон.

Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти):

-идеология.

-политический режим.

-политическое лидерство.

Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти:

-власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть).

-структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение).

Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью).

Легитимация-это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности.

Делигитимация-процесс потери власти своей легитимности.

Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима).

В качестве индикаторов степени легитимности власти:

- уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти).

-наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти).

-наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия).

-результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии).

Причины делигитимации(потери власти) :

-противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов).

-противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться.

-неэффективность государственного аппарата, коррумпированность.

-раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок).

У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.


Тема №6. Политические системы

Вопрос1.

Система - совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью.

Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относится к характеристике биологических организмов. Затем принципы системной теории распространяются на социологию (Парценсон). На экономику (В. Леонтьев). Возникает теория политических систем (основоположник Д. Истон).

Д. Истон.

Основоположник «Теории политических систем».

Его книга: «Политические системы».

Его идеи:

-он определил политическую систему, как ряд взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности.

-всякая политическая система имеет способность к реагированию и саморегулированию, что предохраняет её от разрушения.

-всякая политическая система подвижна, динамична, но при этом она поддерживает себя, т. е. сохраняет характерные черты отражающие её облик.

-политическая система устойчива при сохранении баланса между входящей и исходящей информации.

Входящая информация: требования разного рода.

Выходящая информация воздействует на входящую информацию по обратной связи и все повторяется вновь.

Требование - это выражение мнения о правомерности или неправомерности распределения ценностей.

Требования бывают 3 категорий:

-требования относительно благ и услуг.

-требование касающиеся регулирования поведения.

-требования касающиеся коммуникации и информации.

Демократический режим нормально относится к требованиям. Другие формы отрицают.

Поддержка системы бывает:

-материальная (аккуратной уплаты налогов).

-нематериальная (законопослушание, высокая явка на выборы, почтительное отношение к официальным лицам.

Политическая система - это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, формы взаимодействий и взаимоотношений между ними в которых реализуется политическая власть.

Политическая система - это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование власти и связей граждан в обществе.

Вопрос 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.