Рефераты. Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь






Все большее внимание привлекает соотношение централизованной и децентрализованной государственной власти. Исследуя власть в условиях глобализма, У. Бек утверждает, что государство не может больше рассматриваться как политическое единство. Вырвавшись их национально-государственных рамок, экономика бросает вызов государственной власти. Современный финансово-экономический кризис – убедительное подтверждение этого вызова [2, с. 56].

Завершение первого переходного этапа трансформации политико-управленческих процессов в Республике Беларусь в то же время продолжает характеризовать их динамику как переходную, которая сопровождается возрастанием разброса мнений по вопросу постановки стратегических целей политического реформирования, и на этой основе формулирования целевых установок при принятии управленческих решений в конкретных сферах жизнедеятельности общества.

В Республике Беларусь принятие Конституции положило начало процессам выработки процедур эффективного взаимодействия множества реальных субъектов и объектов политического управления, где главным субъектом регулирования политико-управленческих процессов становится государство. Активная роль государства в переходном обществе объясняется его ведущей функцией, проявляющейся в защите граждан, обеспечении общественной безопасности от проявлений сопутствующих негативных факторов, таких, как: рост криминализации; усиление бюрократизации, сопровождающейся неэффективностью государственного управления; общей нравственной деградации.

Сильное конструктивное гражданское общество – это не только необходимая гражданская поддержка государству, но и проверка адекватности проводимой государственной политики, соответствие ее заявленных политических целей (которые должны реализоваться органами управления) реальной практике. Наконец, это взаимодействие в реагировании на инновационные вызовы и технологии. Важнейшими составными частями нахождения оптимального сочетания границ гражданского общества и государства в переходном обществе являются процессы в сфере государственного строительства. Это – деятельность и взаимодействие исполнительной и законодательной властей; строительство судебной системы; совершенствование системы местного управления и самоуправления; развитие института государственной службы; создание эффективной избирательной системы; оптимизация политической системы и гражданского общества в целом. Оптимальный динамизм политическая система и гражданское общество в Республике Беларусь приобретают в условиях определения и принятия всеми участниками политико-управленческих процессов цивилизованных норм и "правил политической игры", достижения консенсуса интересов.


Заключение


В своей работе автор попытался раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия, подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство – необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции.

Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно предполагает определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения "вездесущность" власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

Проблема власти (государственной, политической) – основная проблема политики. Понятие власти даёт ключ к пониманию сущности политической системы, политических институтов, политических движений. В мировой политологической литературе содержится множество определений власти.

Политическая власть – это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть – это определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.

В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во имя стабильности, общего согласия. Воля к власти дополняется потребностью присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Структурные основания политической власти – законы, суд, государственный аппарат, средства принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Политическая власть и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике – разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.


Список использованной литературы


Список нормативных источников

1.                       Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

Список литературных источников

2.                       Божанов, В. Механизмы действия и тенденции развития власти / В. Божанов // Беларуская думка. – 2009. – №11. – С. 52-57.

3.                       Бугрова, И. Идентичность Беларуси: из опыта "понимающей" политологии / И. Бугрова // Вектор. – 1997. – №3. – С. 2-11.

4.                       Гаджиев, К.С. Политология: Учеб. для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2001.– 488 с.

5.                       Ильин, В.В. Власть / В.В. Ильин // Вестник МГУ, Серия 12, Соц.-пол. исследования. – 1992. – №3. С 13-22.

6.                       Котляров, И.В. Политическая система Беларуси / И.В. Котляров // Проблемы управления. – 2007. – №4. – С. 205-213.

7.                       Краснов, Б.И. Теория власти и властных отношений / Б.И. Краснов // Социально-политический журнал. – 1994. – №3-6.

8.                       Курскова, Г.Ю. Политический феномен власти / Г.Ю. Курскова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №1. – С. 89-100.

9.                       Мурадян, А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию / А.А. Мурадян. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 320 с.

10.                   Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для студентов юр. и гуман. фак-в / Р.Т. Мухаев. – М.: Издательство "ПРИОР", 2000. – 400 с.

11.                   Обухов, Г. Понятие власти / Г. Обухов // Власть. – 1999. – №11. – С. 66-70.

12.                   Панченко, А.В. Политико-управленческие процессы Республики Беларусь в условиях трансформации, интеграции, развития: пособие / А.В. Панченко. – Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 68 с.

13.                   Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – 692 с.

14.                   Политология. Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 683 с.

15.                   Политическое управление: курс лекций / В.В. Герменчук [и др.]; под ред. В.И. Малиновского. – Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 214 с.

16.                   Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб. для студентов вузов / А.М. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.